Лувр (Musée du Louvre)

Местоположение: Париж (75058 Paris Cedex 01)
Тип памятника: Архитектурный ансамбль

Лувр – знаменитый королевский дворец в Париже, в котором ныне располагается крупнейший в мире музей. Современный Лувр – это грандиозный архитектурный ансамбль, протянувшийся на 600 м вдоль Сены и включающий постройки XII–XX веков.

Лувр был заложен в 1190 году по приказу короля Филиппа II Августа как крепость на западной окраине города. Вначале он использовался как тюрьма и место для хранения королевских сокровищ и архивов. С 1360 года он становится королевской резиденцией, которая первоначально имела вид укреплённого замка. В XVI–XVII веках при королях Франциске I, Генрихе II, Карле IX, Генрихе IV, Людовике XIII и Людовике XIV стараниями архитекторов Пьера Леско (в сотрудничестве со скульптором Жаном Гужоном), Лемерсье, Луи Лево, Клода Перро и др. Лувр превратился в грандиозный дворец, сочетавший в себе черты архитектуры Ренессанса (Квадратный двор – Cour Carée) и классицизма (восточная колоннада). Большая галерея, тянущаяся вдоль Сены, соединяла Лувр с дворцом Тюильри, заложенном в 1564 году. Однако в 1682 году Людовик XIV переносит королевскую резиденцию в Версаль, и Лувр постепенно приходит в упадок (вновь за строительство Лувра принялся лишь Наполеон I).

В 1717 году, когда Пётр I посетил Париж, в Лувре ещё существовали жилые апартаменты, часть которых была предложена русскому царю со свитой. Во дворце продолжали существовать Королевская библиотека и часть королевского собрания живописи. Вместе с тем здесь размещались многочисленные учреждения: Королевская академия наук, Французская академия (занималась изучением французского языка и изданием словарей), Королевские академии живописи и архитектуры, Королевская академия надписей и медалей, Королевская типография. Нижний этаж Большой галереи Лувра занимали Монетный двор, а также мастерские скульпторов, художников, ремесленников. Во дворце находились также квартиры придворных, священников, художников и ремесленников короля, которые со своими семьями и слугами составляли разномастное население бывшей королевской резиденции.

В то время не существовало северного крыла Лувра (Aile Richelieu etc.), и средневековые постройки близко подступали к дворцу с востока и с севера, буквально облепляя его. Лишь перед западным фасадом «Старого Лувра» существовала небольшая Площадь Лувра. Внутри Квадратного двора находились «лачуги», в которых жили ремесленники и художники. Часть дворца, образующая северную сторону Квадратного двора, не имела крыш. Не была завершена и восточная колоннада.

Около 9 часов вечера 26.4/7.5.1717 Пётр I, накануне въехавший в Париж, прибыл со свитой в Лувр, где для него были приготовлены парадные апартаменты (под Галереей Аполлона), принадлежавшие прежде королеве-матери. Ему предложили «самую богатую и красивую постель в мире», которую мадам де Ментенон когда-то заказала для «короля-солнца». В одном из залов было накрыто два стола на 60 кувертов каждый. Роскошь обстановки и огромное количество свечей, горевших в люстрах и жирандолях, буквально ослепили царя, но не произвели на него того впечатления, на которое рассчитывала принимающая сторона. Пётр осмотрел роскошные помещения и лишь слегка отведал королевских угощений: он попросил кусок хлеба и репы, попробовал пять или шесть сортов вина и выпил два стакана пива, но не захотел расположиться в Лувре, который ему «за великостью не понравился».

Возможно, уже в первый день осмотра Парижа (30.4/11.5.1717) Пётр I, обозрев конные статуи королей, пожелал увидеть, «где льют медныя всякия штатуи» — мастерские, находившиеся на первом этаже Большой галереи Лувра. Он также посетил мастерские королевских плотников и столяров, интересовался различными столярными инструментами и даже продемонстрировал французам своё плотницкое искусство.

3/14.5.1717 года царь, по сообщению его Журнала, более основательно знакомился с учреждениями, находившимися в Лувре: «был в большой галерее, где лутчия картины, и смотрел в другой большой галерее модели фортециям лучих крепостей, и потом был в Лювре, и где делают штатуи». В сопровождении герцога д’Антена монарх посетил Королевскую академию живописи и скульптуры, где её директор Куапель, «первый живописец короля», давал объяснения к картинам. Однако произведения французских живописцев того времени не очень увлекли Петра – его гораздо больше заинтересовали находившиеся в Большой галерее Лувра макеты («рельефные планы») всех крепостей королевства. Он долго изучал их и беседовал с военными специалистами – маркизом Асфельдом, который отвечал в военном совете за строительство фортификаций, маршалом де Вилларом и др. По словам Сен-Симона, царь «посетил многие помещения Лувра», в том числе ателье скульпторов, которое находилось на первом этаже Галереи.

Следующее посещение Лувра Петром I приходится на 17/28 мая, когда он вместе с маршалом де Тессе знакомился с работой Монетного двора (Monnaie des Médailles), который занимал «четыре аркады под Большой галереей». Царь собственноручно отчеканил три монеты. 1/12 июня Пётр вновь посетил Монетный двор, где его встретил директор Н. де Лоней. В присутствии царя была отчеканена медаль с его портретом. Её проект был разработан в Академии Надписей. С одной стороны находился портрет царя в латах, покрытых порфирой, а с другой – парящая Слава в лучах солнца и надпись: «Vires acquirit eundo». Строка из Вергилия – «Шествуя, прибавляет себе сил» – намекала на пользу путешествий царя. Портрет Петра был сделан по рисунку Ж. Дювивье, который тайно делал зарисовки, скрываясь среди лиц, сопровождавших царя. Медали сразу же были подарены царю (золотая) и его свите (серебряные). Пётр с большим интересом рассматривал новые прессы для изготовления медалей. Тогда же царь посетил ателье ювелиров, которые изготавливали серебряную посуду.

3/14 июня Пётр I посетил в Лувре Королевскую типографию, где ему продемонстрировали различные пробные оттиски.

Визит царя в Королевскую академию наук состоялся 8/19 июня. Академия располагалась «в старом Лувре, в бывших королевских апартаментах». Высокого гостя встретил президент Академии аббат Биньон с коллегами: «академики вышли навстречу царю до самой лестницы». Затем учёные продемонстрировали свои научные достижения: модель машины для подъёма воды с наименьшей затратой сил; замечательные результаты химических опытов; рисунки к «Описанию искусств», подготовленному к изданию; наконец, царю показали новую конструкцию домкрата. Среди тех, кто демонстрировал царю научные достижения, был знаменитый Ф. де Реомюр. Царь просил академиков сидеть, а не стоять на протяжении всего этого научного спектакля. Существует ошибочная версия Е.А. Княжецкой, что на этом же заседании царь за предоставленную научному сообществу карту Каспийского моря был избран членом Королевской академии наук. Документы свидетельствуют о том, что Петр I был избран иностранным ассоциированным членом вне рангов Королевской Академии наук позже, 22 декабря 1717 года, а в 1721 году он прислал научному сообществу новую карту Каспийского моря, поскольку, по словам царя, «до сего времени не было ещё никакой подлинной карты Каспийскому морю». Визит Петра I в Академию наук положил начало интенсивным научным связям между Россией и Францией.

В тот же день царь посетил также располагавшуюся в Лувре Академию Надписей и медалей, основанную при Людовике XIV с целью «оставить потомкам истинную идею величия Франции» (сочинение надписей, девизов и легенд для медалей и памятников). Здесь Петру продемонстрировали историю Людовика XIV в медалях. Царь в свою очередь показал медали, относящиеся к событиям его царствования. Позже, в 1719 году, Пётр прислал на суд академиков надпись, предназначенную для его конной статуи, а затем древние загадочные надписи, найденные у калмыков.

На следующий день, 9/20 июня, царь изъявил желание ещё раз посмотреть медали, представляющие историю Людовика XIV, на Монетном дворе. В этот раз ему была подарена медаль с изображением юного Людовика XV.

17/28 мая Пётр I посетил Королевскую библиотеку. Однако точно неизвестно, где знакомился русский царь с книжными сокровищами французских королей. Журнал Петра I лаконично сообщает: «В 17 день его величество ездил смотреть кабинета королевского, которой в Тюлерии». Между тем «Описание Парижа» Ж. Бриса (1717) сообщает, что Королевская библиотека и Кабинет книг короля располагались в Лувре. Историк Ж. Порше полагал, что Пётр посетил Королевскую библиотеку, «помещавшуюся тогда на улице Вивиенн, напротив теперешнего сада». Учитывая, что царь совместил посещение библиотеки с визитом в Монетный двор, выбор можно сделать в пользу Лувра и Тюильри, которые тогда составляли единый комплекс.

Пётр прибыл в библиотеку в 11 часов утра вместе с князем Куракиным и вице-канцлером Шафировым. Королевский библиотекарь аббат Лувуа показал ему множество древних греческих рукописей, украшенных миниатюрами. Некоторые из них царь, по словам очевидца, с почтением поцеловал. Ему также были продемонстрированы хранившиеся в библиотеке исторические реликвии Франции: гробница Хильдерика, отца Хлодвига, и вещи из неё – перстень с печатью, золотой топор, римские монеты и др. Автор подчеркнул, что царь не сделал библиотеке никакого подарка, не упомянул он и о подарках царю. Однако, по свидетельству Я. Штелина, при посещении библиотеки монарху были преподнесены «двенадцать превеликих книг в александрийский лист, переплетённых в сафьян под золотом, а именно: наилучшим образом выгравированныя изображения королевских зданий и садов в Версалии, и походы Лудовика XIV, рисованные славным Фон дер Маленом [А.Ф. Ван дер Мелен – художник-баталист Людовика XIV. – С. М.] и вырезанные на меди лучшими художниками в Париже».

Литература

Brice G. Description de la ville de Paris et de tout ce qu'elle contient de plus remarquable. 7e éd. revue et augmentée. T.1. Paris: F. Fournier, 1717. P. 20–116.

Походный журнал 1717 года: [Юрналы 1717-го года]. СПб., 1855. С. 12–18.

Buvat J. Journal de la Régence: 1715–1723. T. 1. Paris: Henri Plon, 1865. P. 263–277.

Полуденский М. Пётр Великий в Париже // Русский архив. 1865. № 5–6. Стб. 675–701. (Переизд. этого же номера: 1865 (1866). № 5–6. Стб. 63–90).

Нартов А.К. Рассказы Нартова о Петре Великом / Публ. и пред. Л.Н. Майкова. СПб., 1891. № 132. С. 87. (Сб. ОРЯС. Т. 52. № 8).

Haussonville, comte d’. La visite du tsar Pierre le Grand en 1717: D’après des documents nouveaux // Revue des Deux Mondes. 1896, 15.10. P. 795–815. 

Mazerolle F. Visites de Pierre le Grand et de Nicolas II à la Monnaie des Médailles // Gazette des Beaux Arts. 3e période, t.16. 1896, 2e semestre. P. 363–369.

Lossky B. Le séjour de Pierre le Grand en France // Le monde slave. 1932. № 8. P. 285–299.

Порше Ж. Пётр Великий и Парижская королевская библиотека // Временник Общества друзей русской книги (Париж). Кн. 4. 1938. С. 43–60.

Княжецкая Е.А. Пётр I – член французской Академии наук // Вопросы истории. 1972. № 12. С. 199–203.

Княжецкая Е.А. Начало русско-французских научных связей // Французский ежегодник: 1972. М., 1974. С. 260–273.

Калитина Н.Н. Музеи Парижа. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1986. С. 9–11.

Мезин С.А. Взгляд из Европы: французские авторы XVIII века о Петре I. Изд. 2-е, испр. и доп. Саратов, 2003. С. 13–43.

Обстоятельный журнал о вояже (или о путешествии) его царского величества, как ис Копенгагена поехал и был в Галандии, во Франции и в протчих тамошних местах, и что там чинилось // Гистория Свейской войны: Подённая записка Петра Великого / Сост. Т.С. Майкова. Вып.1. М., 2004. С. 616–617.

Fierro A., Sarazin J.-Y. Le Paris des Lumières d’après le Plan de Turgot: 1734–1739. Paris: Réunion des musées nationaux, 2005. P. 35–37.

Beloste B. Paris savant: Parcours et rencontres au temps des Lumières. Paris: Armand Colin, 2011. P. 9–30.

Site officiel du Musée du Louvre. www.louvre.fr.