Памятная доска Николаю Витзену в молитвенном доме евангельских христиан-баптистов

Местоположение: Москва, Малый Трёхсвятительский пер., 3 (м. «Китай-город», «Чкаловская», «Курская»)
Тип памятника: Памятный знак

Реформатская церковь в Трёхсвятительском переулке устроена в XIX веке и не имеет отношения к петровской эпохе. Однако в ней хранится историческая реликвия, связанная с именем Петра I, его ближайшим кругом и напоминающая об исчезнувших памятниках петровской эпохи.

Первая в Москве реформатская церковь построена по разрешению, данному в 1653 немецкому пастору Якову Кравинкину († 1677). Она была деревянной, обогревалась двумя изразцовыми печами. Находилась она в Голландском (ныне Денисовский) переулке Немецкой слободы (современный адрес владения –25/58).

Немецкая слобода сложилась в 1652 году, когда за границы Москвы были выселены иностранцы неправославного вероисповедания. В слободе сконцентрировались протестанты (лютеране и реформаты) и католики. На рубеже XVII–XVIII веков в Немецкой слободе были две лютеранские церкви, одна реформатская и одна католическая. По меньшей мере три из них были заложены с разрешения, а то и при личном участии Петра I.

Прихожанами реформатской церкви были главным образом представители голландской общины Немецкой слободы, отчего церковь стали называть Голландской. От нее получил название переулок. С последней четверти XVII века к голландцам присоединились женевцы (кальвинисты), среди которых наиболее знаменитым прихожанином был Франсуа (Франц) Лефорт.

Со временем реформатская церковь обветшала, денег на строительство новой у общины не было. Их решили собрать в Голландии, куда весной 1694 года специально ездил пастор Шондервурт. Средства пожертвовал амстердамский бургомистр Николай Витзен. Новая каменная церковь на 200 человек была построена в 1694–1695 годах рядом с деревянной, которую по окончании строительства разобрали. По некоторым сведениям, церковь собирались назвать Петровской, но царь своего соизволения не дал.

Николай Витзен (1641–1717) впервые побывал в России молодым человеком в 1664–1665 годах с голландским посольством. Витзен поддерживал тесные контакты с Андреем Виниусом (см. «Церковь Введения в Барашах), через которого помогал Петру I закупать первые корабли и галеры. В их числе были 44-пушечный фрегат «Святое пророчество» и образцовая галера, послужившая прототипом для галер первого Азовского флота. Еще до своего путешествия за границу Пётр находился в переписке с Витзеном, который в 1691 году сообщал ему свои соображения о развитии торговых сношений с Китаем и Персией. Они познакомились в августе 1697 года во время Великого посольства, которому Витзен оказывал многочисленные услуги. В частности, добился разрешения на обучение царя на верфях Ост-Индской компании, одним из содиректоров которой Витзен был. Фактически Витзен возглавлял прорусское лобби в Голландии. Он помог удержать страну от участия в Северной войне на стороне Швеции. Некоторое время Пётр жил в его доме. Последний раз Пётр I повидал Витзена незадолго до его смерти – во время своего европейского путешествия 1717 года.

В память о пожертвовании Витзена в новой церкви над дверью паперти была повешена чугунная доска с гербом жертвователя, содержавшим латинское изречение: «Labor omnia vincit» (труд все побеждает) и с обвитой лавровым венком надписью: «Primium. ad Senatum. Holl. a. D. D. Ordin. Deputatus. post. D. D. Ord. General. Delegatus» («Сначала депутат господ сословий к Голландскому сенату, затем посланник господ Генеральных Штатов»). Внизу стоял год «1694».

С реформатской церковью связано важное историческое событие. 2 марта 1699 года в возрасте 43 лет скончался Франц Лефорт. Его похороны были невиданно пышными и стали первым светским траурным церемониалом в России. По образцу этой церемонии впоследствии погребали крупнейших военачальников, а затем и российских императоров. Отпевание происходило в реформатской церкви. Похоронили Лефорта, по-видимому, на кладбище Немецкой слободы, могила не сохранилась.

Голландская реформатская церковь (как и вся Немецкая слобода) выгорела во время пожара 1812 года. Её не стали восстанавливать, а участок с обгоревшим зданием продали генерал-майору М.Я. Ломакину. Позднее участок приобрел купец Щапов, который завёл здесь текстильную фабрику (ныне в здании фабрики размещается Центральная городская библиотека имени Н. А. Некрасова).

Вероятно, в 1820-е годы молитвенный зал реформатов переместился ближе к центру города, в Малый Трёхсвятительский переулок. Здесь стоял каменный дом с жилыми и нежилыми деревянными строениями. В 1834 году община купила этот участок в собственность у подпоручика Воейкова.

В 1865 архитектор Герман фон Ниссен перестроил старый дом, создав двухэтажное здание с церковным залом со стороны двора. В 1898 году в церкви был установлен орган, изготовленный выдающимся органным мастером периода романтизма саксонцем Эрнстом Рёвером (1857–1923).

В новый храм прихожане перенесли мемориальную доску, которая уцелела после пожара 1812 года. Её укрепили на стене алтаря, где она находится и поныне. Таким образом уцелел один из памятников петровской эпохи – мемориальная доска в честь друга Петра I Николая Витзена.

23 апреля 1917 года в помещении реформатской церкви открылся молитвенный дом евангельских христиан-баптистов. Реформатский приход к тому времени объединял всего 20 верующих, но продолжал свои богослужения вплоть до 1920 года. В советские десятилетия баптистский дом молитвы оставался единственным в Москве местом для протестантских богослужений. Так, в 1928 году он приютил в своих стенах лютеранскую общину св. Михаила (вплоть до ее ликвидации в 1933). В 1944–1945 годах баптисты в СССР объединились с евангелистами и с частью пятидесятников, создав Объединение евангельских христиан-баптистов. Богослужебное сооружение использует также Центральная московская община адвентистов седьмого дня.

Литература

Цветаев Дм. Из истории иностранных исповеданий в России в XVI и XVII веках. М.: В университ. тип., 1886. [8], 462, LIX с.

Снегирев И.О начале и распространении лютеранских и реформатских церквей в Москве // Православное обозрение. Т.9. 1862, сент. С.29–49.

Fechner A.W. Chronik der evangelischen Gemeinden in Moskau. Zum dreihundertjährigen Jubiläum der Evangelisch-Lutherischen St. Michaelis-Gemeinde. 2 Bd. Moskau: I. Deubner, 1876.

Паламарчук П.Г. Сорок сороков. Т. 4. М., 1995. С. 453–454.

нет изображения
Регионы:

Москва

Авторы:

Гузевич Д.Ю.