Лефортовский дворец

Местоположение: Москва, 2-я Бауманская ул., 3 (м. «Бауманская»)
Тип памятника: Памятник гражданской архитектуры
Статус: Памятник федерального значения

Дворец возводился за счёт царской казны для Ф.Я. Лефорта. Стал первым звеном уникального ансамбля царских резиденций в среднем течении Яузы, условно объединяемого названием Лефортово.

Франсуа (Франц Яковлевич) Лефорт (Le Fort, Lefort; 1656–1699) – швейцарец, кальвинистского вероисповедания, приехавший в Россию в 1675 году. Царь Фёдор Алексеевич не принял его в службу, но Лефорт поселился в Немецкой слободе и в 1876 году женился на Елизавете Суэ (Суге), породнившись тем самым с генерал-майором Патриком Гордоном, который первым браком был женат на её двоюродной сестре. В 1678 года Лефорт был принят на военную службу в Иноземском приказе в чине капитана, в 1678 году назначен командиром роты Киевского гарнизона. Приняв участие в военных действиях против турок и крымцев, он сделался известен князю В. В. Голицыну, под его покровительством дослужился до полковника. В 1689 году, в разгар противостояния царевны Софьи и Петра I, Лефорт взял сторону царя. В 1690 году получил чин генерала, в том же году Пётр впервые посетил Лефорта в Немецкой слободе, в его старом доме, к которому вскоре распорядился пристроить «залу» для собраний своего ближнего круга,  Тогда же Лефорту был подчинён один из полков нового строя, для которого отвели место за Яузой – нынешнее Лефортово. Лефорт участвовал в строительстве флота на Плещеевом озере. После Азовского похода 1695 года получил чин адмирала. В 1696 году участвовал во взятии Азова. Вместе с Ф.А. Головиным  возглавил Великое Посольство.

Дворец в стороне от старого дома Лефорта строился в 1697–1698 годах по царскому указу каменных дел мастером Дмитрием Васильевым Аксамитовым. Почти все это время царь и Лефорт находились в Великом посольстве, обмениваясь с мастером письмами. После окончания строительства Пётр стал именовать Аксамитова «каменных зданий художником» (форма, переходная от «мастера каменных дел» к «архитектору») и отправил в Батурин строить по заказам Мазепы. Впоследствии Аксамитов работал в Киеве.

В убранстве фасадов Лефортовского дворца преобладали формы западноевропейской барочной и маньеристской архитектуры. Примером могут служить белокаменные гермовидные пилястры первого этажа (фрагментарно восстановлены реставраторами). Этаж прорезан арками, соединявшими парадный двор с садом. Приёмный зал (Столовая палата) в средней части дворца, над арками, имел площадь свыше 300 м2 (при высоте потолка 10 м) и вмещал до 1500 гостей. Равные залу по площади и высоте объёмы боковых крыльев представляли собой жилые блоки с круговыми анфиладами. Между этими тремя объёмами помещались пониженные сени-переходы. Внутренняя отделка дворца известна в описании самого Лефорта. Упомянута, в частности, комната, украшенная, по замыслу Петра I, висячими моделями кораблей и морскими видами.

Ещё до завершения строительства дворец стал местом дипломатических приёмов, ассамблей, театрализованных представлений. Фактически это была царская резиденция, записанная на имя фаворита. В 1698 году в Лефортовском дворце состоялась церемония встречи имперского посла, описанная дипломатом Священной Римской империи Иоганном Георгом Корбом, автором записок о России. Окончание строительства дворца 11 февраля 1699 года праздновалось в течение трёх дней. Дворец был «освящён» во имя языческого бога Вакха (Бахуса). 12 февраля во время торжеств Пётр I укорачивал ножницами длиннополые одежды гостей.

Вскоре после этих празднеств, 2 марта 1699 года, Лефорт скончался в подаренном ему дворце и погребен с чрезвычайными почестями на кладбище Немецкой слободы. После чего, по свидетельству немецкого юриста и дипломата Генриха фон Гюйссена, здание «было очищено, и теперь служит помещением для приезжих иностранных посланников и генералов». Вдова Лефорта Алена Францевна вернулась в старый дом. Вещи из дворца получили А.Ф. Лефорт, А.Д. Меншиков и другие приближённые царя, а стоявший на хорах оргáн передали в Оружейную палату.

Фактически дворцом по-прежнему распоряжался Пётр. В нём, в частности, праздновалась свадьба царского шута Феофилакта Шанского, запечатлённая художником Адрианом Шхонебеком. На двух его гравюрах изображены помещения дворца, в том числе Столовая палата. Тот же художник изобразил Лефортовский дворец на втором плане знаменитой панорамы соседней усадьбы Ф.А.  Головина.

В 1702 году дворец по указанию Петра приспосабливался для «комедийного театрума». Распоряжался работами Ф.А. Головин, глава Посольского приказа, в ведении которого находилось здание.

Не позднее 1707 года Пётр передал дворец князю А.Д. Меншикову. Вероятно, это произошло в 1706 году, когда сгорел дом Меншикова в Семеновской слободе. При передаче дворца Пётр дал 2 тыс. рублей на его достройку.

Меншиков увеличил парадный двор, заступив прежнюю линию улицы, и замкнул его в каре служебных корпусов с парадным въездом. Предполагают, что грандиозные ворота в центре уличного корпуса должна была венчать башня (проект не осуществлён). Дворовые фасады служебных корпусов объединены аркадами на уровне первого этажа (впоследствии заложены). Фасады этих корпусов, украшенные пилястрами с элементами коринфского ордера, имеют классицистический облик.

Строителем каре считается Джованни Мария Фонтана, прибывший в Россию в 1704 году в составе итальянской артели. По другой версии, каре возводил Франческо Фонтана, приехавший ок. 1706 года и строивший для Меншикова в Санкт-Петербурге.

Около времени перестройки, в 1708 году, дворец описан голландским путешественником и художником Корнелием де Бруином: «Это было громадное каменное здание в итальянском вкусе, в которое нужно было входить по лестнице с правой и левой стороны по причине большого протяжения самого здания. В нём были великолепные комнаты и прекраснейшая зала, покрытая богатыми обоями».

Парк дворца достигал берега Яузы и продолжался на её левом берегу. Планировочная ось парка зрительно замыкалась церковью Петра и Павла в Лефортовской Солдатской слободе.

В 1727 году, после опалы и ссылки Меншикова, дворец был отобран в казну. Петр II, в начале 1728 года прибывший в Москву на коронацию и не пожелавший возвращаться в Санкт-Петербург, сделал Лефортовский дворец своей резиденцией. Здесь он обручился с княжной Екатериной Алексеевной Долгоруковой, здесь же скончался 18 января 1730 года – в день, назначенный для свадьбы. Здесь же Верховный Тайный совет принял решение звать на русский престол герцогиню Курляндскую Анну Иоанновну.

Дворец оставался в собственности короны до начала XIX века, но царствовавшие особы в нём не останавливались. Заречная часть парка была приобщена к Головинскому саду – императорской резиденции на левом берегу Яузы. В конце XVIII века дворец перестраивался к коронации Павла I по проекту М.Ф. Казакова для размещения свиты. Главный корпус был решён в духе классицизма, посреди двора появился обращённый к нему полукруг служебных корпусов.

С начала XIX века дворец использовался как место хранения архивов различных государственных учреждений. До сегодняшнего дня в нём располагается Российский государственный военно-исторический архив.

В 1950-х годов во дворце проводились реставрационные работы, в начале 1980-х годов на отдельных участках фасада восстановлены фрагменты первоначального декора.

Литература

Сытин П.В. История планировки и застройки Москвы. Т. I. М., 1950.

Бруин К. де. Путешествия в Московию // Россия XVIII века глазами иностранцев. Л., 1989.

Лефортово далекое и близкое / под ред. Е.П. Миклашевской и М.С. Цепляевой. М.,1996.

Корб И.Г. Дневник путешествия в Московское государство Игнатия Христофора Гвариента, посла Императора Леопольда I к царю и великому князю Петру Алексеевичу в 1698 г., веденный секретарём посольства Иоганном Георгом Корбом // Рождение империи. М., 1997. С. 95–131.

Алексеев В.Н. Немецкая слобода на Яузе = Deutsche Siedlungan der Jausa: история в лицах / В.Н. Алексеев, Е.П. Миклашевская, М.С. Цепляева. М., 2004.

Малафеева С. Л. Роль московских дворцов сподвижников Петра Великого в эволюции формирования императорской резиденции нового времени (1690-е-1710-е гг.) // Петровское время в лицах – 2004. СПб., 2004. С. 160–169.

Гузевич Д.Ю., Гузевич И.Д. Болезнь и смерть Франсуа Лефорта // Петровское время в лицах – 2004: Материалы научной конференции / ред. колл. Г.В. Вилинбахов и др. СПб, 2004. С. 63–106.

Дворец и архив: 300-летие Лефортовского дворца: сборник / сост. А.П. Капитонов. Вып. 3. М., 2001.

Зуйков В.В., Датиева Н.С., Данилова О.Н. Московский Государственный объединенный музей-заповедник. М., 2007. С. 25–31.

Цвижба Л.И. «Дворец Лефорта»: вчера и сегодня // Коломенское. Материалы и исследования. Вып. 10. М., 2007.

нет изображения
Регионы:

Москва

Авторы:

Рахматуллин Р.Э.

Таценко С.Н.