Церковь Гавриила Архангела

(Меншикова башня)

Местоположение: Москва, Архангельский пер., 15-а (м. «Чистые пруды», «Тургеневская», «Сретенский бульвар»)
Тип памятника: Памятник церковной архитектуры
Статус: Памятник федерального значения

Церковь Архангела Гавриила – программный памятник петровской архитектуры, одна из ярчайших достопримечательностей Москвы.

Первое упоминание о церкви Гавриила Архангела в Мясниках (в Мясницкой слободе) относится к 1551 году. В 1620 году упомянута как церковь Гавриила Великого, что на Поганом пруде, являлась центром Патриаршей Гаврииловской слободы. В 1657 году значилась каменной.

В 1699–1705 годах А.Д. Меншиков скупил участки земли в приходе церкви, к северу от нее, на Мясницкой улице, и построил городскую усадьбу (владение современного Почтамта; место дома занимает главное здание Почтамта – Мясницкая, 26). Церковь и усадьбу разделял не существующий ныне переулок – продолжение Кривоколенного.

По преданию, тогда же Меншиков очистил Поганый пруд (в него сбрасывались отходы располагавшихся неподалеку мясных лавок и боен), и тот стал называться Чистым.

Церковь Архангела Гавриила принадлежит типу столпообразных храмов «иже под колоколы», распространённому в древнерусском зодчестве и в постройках «нарышкинского» стиля. Храм состоит из вытянутого «кораблем» основания, четверика с крестообразным переходом к нему и двух (первоначально – трёх) восьмериков, поставленных один на другой. Несохранившийся третий восьмерик был увенчан не традиционной главой, а тонким 30-метровым деревянным шпилем с фигурой ангела и крестом на высоте 81 метра. «Шпилястую» церковь Архангела Гавриила считают прообразом Петропавловского собора в Санкт-Петербурге.

По замыслу Меншикова, храм несколько превышал колокольню Ивана Великого (церковь-колокольню во имя Иоанна Лествичника) в Московском Кремле. Декор храма европейский, с элементами ордерной системы. Меншикова башня открывает и манифестирует следующий после «нарышкинского» стиля период в русском искусстве – «петровское барокко» первой четверти XVIII века.

Храм построен из кирпича с применением каменной резьбы и лепнины. Работы велись под руководством архитектора Ивана Петровича Зарудного костромскими и ярославскими каменщиками.

Возможно, под начало Зарудного была определена швейцаро-итальянская артель архитекторов и мастеров, прибывшая в Россию в 1703 или 1704 году на строительство Кремлевского Арсенала. «Архитектонским начальником» в ней был Доменико Джованни Трезини, почти сразу уехавший в Санкт-Петербург – будущий автор Петропавловского собора. В артель входили архитекторы и мастера разных специальностей: Джованни Марио Фонтана и Джованни Марио Фонтана второй, Бернардо Скала, Галеаццо Квадро, Доменико Руско и Карло Феррара.

Согласно другому предположению, в строительстве церкви участвовал архитектор Джованни Франческо Росси, работавший в Москве и её окрестностях с 1697 года. В артель Росси входили его сыновья Джованни Джоакино и Иньяццо Лодовико, лепщик и резчик Пьетро Антонио Джелпи.

В 1707 году церковь подведена под высоту креста. В следующем году на Меншиковой башне, как стали называть церковь, установили часы с боем, специально купленные Меншиковым в Англии, и подвесили 50 колоколов. В храме была устроена ложа заказчика (позже преобразована в Сергиевский придел).

В 1723 году шпиль церкви и деревянный верхний «восьмерик» сгорели от ударов молнии. Колокола, оборвавшись, пробили своды. Погибли часы и часть наружной и внутренней отделки, в том числе статуи на углах верхнего восьмерика. Службы продолжились во Введенском приделе, сохранявшемся от старого храма: его разборка была отменена.

К восстановлению и обновлению церкви приступили только в 1773 году. Заказчиком выступил известный масон Гавриил Захарьевич Измайлов. К 1779 году соорудили новый винтообразный шпиль, напоминающий горящую свечу. В декоре церкви появились масонские символы (уничтожены в 1852 году по приказу митрополита Филарета). На постаментах статуй над кровлей нижнего восьмерика установлены вазы. Третий восьмерик не восстановлен, арки звона второго восьмерика заложены. При этом на участке возведена тёплая церковь вмч. Феодора Стратилата, увенчанная звонницей. При закладке Феодоровской церкви в 1782 году разобран Введенский придел. Открывшийся после его разборки южный фасад Меншиковой башни оформлен по аналогии с северным.

Несмотря на перестройки, Меншикова башня хорошо сохранила черты 1700-х годов. Особенно впечатляет триумфальный западный фасад первого яруса с порталом между огромными волютами. Великолепны картуши с рельефными композициями на священные темы – ранний случай применения сюжетной скульптуры в России. В крестообразном ярусе сохранились остатки балюстрад. На фасадах повторяется мотив раскрытого Евангелия с вырезанными по камню изречениями.

Интерьер также неплохо сохранился. Трапезную окружают хоры-галерея с кариатидами, с выходом в четверик храма. По периметру четверика выше иконостаса расположена другая галерея. Меншиковская лоджия (до 1936 года – Сергиевский придел) увеличена балконом-фонарем (фонарь устроен позже). Первоначальные барочные картуши заполнены живописью 1770-х и более поздних годов.

Внутреннее пространство храма имеет высоту 26 м. Сохранилась внутристенная лестница к часам и звону.

В 1821 году церковь стала почтамтской, в середине XIX века – снова приходской.

В 1930 году церковь закрыта, в 1947 открыта вновь и передана подворью Антиохийского патриархата.

В 1960-х годах в церкви, памятнике федерального значения, установили иконостас, перенесённый из взорванной в 1964 году Петропавловской церкви в Преображенской слободе. Иконостас самой Меншиковой башни по благословению патриарха Алексия I в 1969 году передали в собор Успения Пресвятой Богородицы Махачкалы.

Литература

Памятники архитектуры Москвы: Белый город. М., 1989. С. 245–251.

Словарь архитекторов и мастеров строительного дела Москвы XV – середины XVIII века. М., 2007.

Сытин П.В. Из истории московских улиц. М., 2009.

Старинная Москва: реконструкции К.К. Лопяло / cост. Е.К. Лопяло. М., 1989.

Регионы:

Москва

Авторы:

Рахматуллин Р.Э.

Таценко С.Н.