Канал имени Петра Великого в Кронштадте

(Петровский канал)

Местоположение: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, Адмиралтейство
Тип памятника: Памятник инженерного искусства
Статус: Памятник федерального значения

Строительство Петровского канала, входящего в комплекс сооружений Петровского дока, началось в 1719 году. Правые сваи для дамбы начали бить 24-го марта, а к началу августа дамбы по обе стороны канала выведены были в гавань на 142 сажени. Одновременно с сооружением дамбы начали рыть канал и внутрь берега. К концу 1719 года вырыто было 180 сажень в длину, 15 сажень в ширину и 2 сажени в глубину. Место от Купеческой гавани до Обводного канала, избранное для канала и бассейна, было уже застроено, и довольно густо – приходилось переносить многие строения и огороды, числом более 140, не без вмешательства самого Петра. 

Весной 1720 года Пётр нашёл выгодным, вместо казённого производства работ, сдать их с подряда в частные руки. За проведение работ взялся П.Н. Крекшин. Крекшин подрядился окончить всё сделанное земляной отделкой начисто и в таком же виде продолжить канал от центра крестовых доков к востоку на 240 сажень, до предполагаемых доков и пруда. 20 июля того же 1720 года Пётр посетил работы, торопя с окончанием, приказал, если не успеют кончить летом, продолжать работать зимой. К 1722 году канал был, в основном, прорыт и велись работы по укреплению стен канала. Была построена водокачка с ветряным двигателем – «великая над каналом башня». 

Пётр I так и не увидел окончания строительства канала: в 1724–1725 годах всё ещё велись работы по обустройству и канала, и доков. После смерти Петра строительные работы в Кронштадте пришли в упадок, но работы на канале и доке продолжались. Екатерина I, бывая в Кронштадте, стремясь к укреплению крепости, всячески поощряла деятельность сподвижников Петра I, повышая их в чинах и должностях. 

В 1732 году, в царствование Анны Иоанновны, была сформирована комиссия во главе с генерал-майором И.-Л. фон Люберасом для осмотра канала. И.-Л. фон Люберас предложил расширить и углубить доковый бассейн, чтобы слив воды из доков происходил быстрее. Работы начались в 1734 году. Стены канала выкладывали из тёсаного камня. Но строительство, которое инженер планировал завершить за три года, растянулось до 1752 года. 

Канал открыли 30 июля 1752 года в присутствии императрицы Елизаветы Петровны, – она сама запустила шлюзовые механизмы. Длина системы от устья до бассейна составила 2,24 км. Стены канала, по которому суда для ремонта входили в док, и дамбу выложили тёсаным камнем с металлическими скобами. 

С открытием канала Кронштадт превратился в первоклассную верфь. Петровский канал использовался для захода судов в док. До недавнего времени канал использовался ОАО «Кронштадтский морской ордена Ленина завод» по прямому назначению.

Литература

Розадеев Б.А., Сомина Р.А., Клещева Л.С. Кронштадт: Архитектурный очерк. Л., 1977.

Крестьянинов В.Я. Кронштадт: Крепость, город, порт. СПб., 2002.