Памятный знак в честь корабля «Орёл»

Местоположение: Московская область, Луховицкий р-н, с. Дединово
Тип памятника: Памятник монументального искусства
Статус: Не имеет

В 10 км к северо-востоку от города Луховицы на берегу реки Оки находится село Дединово (ранее Дедилово, Дедново), известное с XV века, – самое крупное из левобережных сёл. Дединово принято считать колыбелью русского военного флота. «1667 года июня в 19 день великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Великие и Малые и Белые России самодержец, указал, для посылок из Астрахани на Хвалынское [т. е. Каспийское] море делать корабли в Коломенском уезде в селе Дединове». С этого указа началась история дединовской государственной верфи. 

19 мая 1668 года спущен на воду построенный на дединовской верфи первый русский военный двухпалубный трёхмачтовый фрегат. Он строился по проекту голландского судостроителя полковника Корнелиуса фан Буковена русскими корабельными мастерами Яковом Полуэктовым и Степаном Петровым. Руководил работами боярин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605–1680). Владелец тульских и каширских заводов Пётр Марселис обеспечил строительство железными изделиями. 

Название «Орёл» корабль получил в честь русского государственного герба. Единственным достоверным изображением «Орла» является гравюра Кунрада Деккера, выполненная по рисунку голландского путешественника Яна Янсена Стрейса (1630–1694). Поэтому нет оснований говорить об исторической точности изображения корабля. 

Первенец военного кораблестроения в России имел водоизмещение около 250 т., длину 24,5 м., ширину 6,5 м., осадку 1,5 м. Экипаж состоял из 58 человек (капитан, 22 матроса, 35 стрельцов) и был вооружён 22 пищалями. Организация службы и действия членов экипажа в бою определялись 34 «статьями артикульными», явившимися прообразом первого морского устава российского флота. Командиром «Орла» был назначен голландец Давид Бутлер, иностранцами были и все матросы. На изготовление флагов для фрегата «Орёл» по указу царя Алексея Михайловича была отпущена красная, белая и синяя ткань, а на самих флагах предписывалось изображать орлов. Вероятно, это породило легенду о том, что впервые в российской истории триколор был поднят на фрегате «Орёл». Однако остаётся неизвестным, как именно выглядели поднятые на «Орле» флаги. Именной указ об учреждении для торгового флота трёхцветного флага был подписан Петром I 20 января 1705 года. Но ещё ранее, во время плавания Петра I в Белом море в августе 1693 года, на яхте «Святой Пётр» был поднят «флаг царя Московского», состоящий из трёх горизонтальных равновеликих полос белого, синего и красного цветов, с золотым двуглавым орлом посередине. Оригинал, сохранившийся до наших дней, находится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге. 

В 1669 году «Орёл» был переведён в Астрахань для охраны русских торговых судов на Каспийском море. Путь от Дединова до Астрахани занял три с половиной месяца. По одной из версий, в 1670 году корабль был захвачен и сожжён восставшими казаками Степана Разина. Однако, согласно ведомости осмотра «Орла» после подавления восстания Разина, фрегат был захвачен бунтовщиками, но не использовался, несколько лет стоял на реке Кутум, пока не пришёл в негодность. 

Пётр I не менее двух раз посещал Дединово. Принято считать, что на шпиле Адмиралтейства в Санкт-Петербурге голландский мастер Харман фан Болос в 1719 году воспроизвёл очертания «Орла». «Кораблик» стал одним из символов новой российской столицы. 

От верфи в Дединове не сохранилось ничего, но в память о ней в 1966 году на восточной села, у места впадения реки Ройки в Оку, рядом с Троицкой церковью возвели памятник – высокую стелу, увенчанную моделью первого русского военного корабля. На цилиндрическом основании монумента укреплён бронзовый картуш, на котором под рельефным изображением летящего орла размещён текст: «Здесь / 19 V 1668 г. / был спущен / на воду / фрегат / «Орёл» / первый / военный / корабль / России». В 2002 году деревянный кораблик на стеле был заменён бронзовым.

Литература

Перечень дела о строении в селе Дедилове корабля Орла и других мореходный судов, и об отправлении их в Астрахань // Дополнения к Актам историческим, собранные и изданные Археографическою Комиссиею. СПб., 1853. Т. V. С. 274.

Стрейс Ян Янсен. Три путешествия / пер. Э. Бородиной; ред. А. Морозова. М., 1935.

Тушин Ю.П. Русское мореплавание на Каспийском, Азовском и Чёрном морях. М., 1978.

Раскин Д. Русский флаг // Родина, № 3, 1990. С.41–44.

Луховицы – родной уголок России. Энциклопедия Луховицкого района Московской области. М., 1996. C. 213–217.

Шаблин А.А., Кочетков С.А. Дединово – село морское. Рязань. 1996. С. 148–225.

Чижков А.Б. Подмосковные усадьбы. М., 2006. С. 92.

Шаблин А. Пётр I и окское судостроение XVIII века // Луховицкие вести, 25 декабря 2009. № 100 (12240).