Петровский док в Кронштадте

Местоположение: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, Адмиралтейство
Тип памятника: Памятник инженерного искусства
Статус: Памятник федерального значения

В начале XVIII века развитие военно-морского флота настоятельно требовало сооружения в Кронштадте сухого дока, чтобы иметь возможность ремонтировать подводную часть кораблей. Этим делом лично занялся Пётр I. Он изучил существовавшие в то время в европейских государствах сухие доки и выяснил, что все они имели очень существенный недостаток: после ввода корабля в док требовалось более месяца на выкачивание из него воды. 

Исследовав местные условия, Пётр I лично составил официальный проект сухого дока, осушение которого производилось не выкачкой, а самотёком. Для этой цели предусматривалось в восточной части острова Котлин вырыть бассейн и соединить его с доком специальным оврагом. Уровень бассейна был значительно ниже уровня дока, что обеспечивало свободный сток воды. 

В 1719 году начались строительные работы по сооружению дока. В Указе Петра от 8 мая 1719 года значится: «начать канал вблиз соборной церкви Св. Апостола Андрея Первозванного от берега морского до доков, и доки, также и стороны у канала отделать». Авторы проекта – Пётр I и капитан-командор Э. Лейн. 

С 1719 по 1726 год были вырыты котлован дока и частично овраг. После смерти Петра работа на некоторое время приостановилась, но в 1734 году строительство возобновилось под руководством военного инженера И.-Л. Любераса, и к 1752 году это грандиозное для своего времени гидротехническое сооружение было завершено. Из дока вода всего за одни сутки стекала в бассейн. Из бассейна она первоначально выкачивалась ветряными насосами, а с конца XVIII века – паровой машиной, одной из первой в России. 

С 1858 года док, как и прочее судоремонтное имущество, поступил в распоряжение вновь учреждённого Пароходного завода и продолжал использоваться по прямому назначению. В конце XIX века исследователь кронштадтской старины Н. Рыкачев писал: «По своей длине, 960 футов, южная часть Петровского дока до сих пор является одной из наиболее крупных в мире. По своей ширине, 84 фута, она вполне пригодна и для современных судов и только по своей глубине, 23 фута 9 дюймов, недостаточно глубока для броненосцев в 10 000 тонн и более. Замечательно, что гигантский паровой корабль Грит-Истерн, заложенный в 1854 году в Англии и недавно приговорённый к разломке, по своим размерам мог быть введён в один только док, именно в южную часть канала Петра Великого в Кронштадте». 

В 1929 году Пароходный завод переименовали в Морской Кронштадтский. К этому моменту петровские доки с мастерскими находились в полуразрушенном состоянии, так как долгое время эксплуатировались без какого-либо ремонта. В 1930–1935 годах было проведено переоборудование предприятия, ремонт доков (в том числе Петровского) и оснащение его новой насосной станцией. Часть Петровского дока служит для ремонта кораблей и в наши дни. Правда, основные доковые сооружения находятся в плачевном состоянии, хотя имеют очень внушительный вид. До недавнего времени док принадлежал ОАО «Кронштадтский морской ордена Ленина завод». С февраля 2009 года завод проходит процедуру банкротства; судьба имущества пока не определена.

Литература

Розадеев Б.А., Сомина Р.А., Клещева Л.С. Кронштадт: Архитектурный очерк. Л., 1977.

Крестьянинов В.Я. Кронштадт: Крепость, город, порт. СПб., 2002.

Фото: С.К. Ионов
Фото: С.К. Ионов
Регионы:

Санкт-Петербург

Авторы:

Голубева Е.А.

Персоны:

Лейн Э.

Люберас И.-Л.

Рыкачев Н.