Староладожский канал

Местоположение: Ленинградская область, Волховский и Кировский р-ны
Тип памятника: Памятник инженерного искусства
Статус: Памятник регионального значения

Идея создания системы искусственных водных путей в России принадлежит Петру I. Староладожский (Петровскоий, Императора Петра Великого, Старый) канал – крупнейшее гидротехническое сооружение Европы начала XVIII века. Протяжённость канала от Шлиссельбурга в истоке Невы до Новой Ладоги в устье Волхова составляла 111 км, ширина – 20–25 м. 

Его строительство было обусловлено необходимостью доставлять продовольствие и строительные материалы для новой столицы в обход непредсказуемой Ладоги (почти каждая третья баржа оказывалась жертвой водной стихии). 

19 сентября 1718 года Пётр издал первый указ о начале строительства канала и сборе работников. Первоначальные наброски водной коммуникации были сделаны самим царём. 

7 ноября того же года последовал указ Сената о назначении работников «к Ладожскому каналу», 3 декабря – указ о вызове подрядчиков для торгов на строительство канала, 5 декабря – указ «о посылке гвардейцев в губернии для понуждения чиновников в сборе денег на Ладожский канал». Указ Сената от 12 августа 1719 года объявлял «о сыске бежавших с Ладожского канала работников». 9 августа 1719 года санкт-петербургская газета «Ведомости» сообщала, что «Ладожский канал выкопан на 35 вёрст». 12 октября Пётр «пошел из Шлиссельбурга сухим путем возле озера к Ладожскому каналу». Этим же днём датирован сенатский указ «о снабжении работных людей на Ладожском канале табаком, вином и съестными припасами», а 29-м октября – «о невзятии пошлин с поставщиков припасов на Ладожский канал». 

11 мая 1722 года Пётр подписал указ, которым поручал генерал-майору Григорию Григорьевичу Скорнякову-Писареву надзор за строительством канала. 12 октября 1723 года Пётр I лично прибыл на строительство и осмотрел произведённые работы. 13 октября царь рано утром «пошёл по каналу в лодках и дошёл до Кобоны, а от Кобоны сухи путём по каналу, так как лодка пройти не могла». 

Пётр остался недоволен медленными темпами строительства, техническими нарушениями и просчётами. В результате руководителем работ вместо Скорнякова-Писарева был назначен генерал-лейтенант Христофор Антонович (Бурхард Христофор) Миних. Он предложил усовершенствовать проект канала с учётом периодические колебания воды в Ладожском озере. Чтобы поддерживать уровень воды в канале выше ладожского на 2 м, были сооружены шлюзы, регулирующие водоспуски, плотины, резервуарные водоёмы и другие инженерные сооружения. Канал предполагалось запирать шлюзами у его выходов в Волхов и Неву. 

11 октября 1724 года Пётр I был в Шлиссельбурге на празднестве «Шлютельбурхского взятья», на следующий день праздновался День рождения великого князя Петра Алексеевича, внука Петра I и будущего императора Петра II. 13 октября из Шлиссельбурга пошел в Ладогу для осмотра канала и оттуда в Старую Руссу. Из Дубны, где Пётр делал остановку, он написал инструкцию Миниху «о деле канала» с чертежом. 

Канал питался водой из рек и специально устроенных с его южной стороны прудов-резервуаров. Регулирующие водоспуски были двух типов: речные, «зюйдские» (с южной стороны канала) и озёрные, «нордские» (с северной стороны). «Нордские» водоспуски служили для сохранения воды летом и спуска в Ладожское озеро излишней воды осенью. «Зюйдские» строили на реках, впадающих в канал, и протоках, прорытых из прудов-резервуаров, которые питали Ладожский канал в засушливую пору. На протяжении трассы канала построили 13 водоспусков, которые отличались друг от друга конструктивными и архитектурными особенностями. Укреплённые плотнической работой берега канала местами были облицованы дёрном и плиткой. 

После смерти Петра I темпы работ на канале замедлились. Лишь к ноябрю 1730 года рытьё и отделка канала были завершены в конечной точке – Шлиссельбурге. Канал начал действовать и постепенно окупать вложенные в его постройку средства. Весной 1731 года императрица Анна Иоанновна торжественно открыла весь канал, названный именем Петра Великого. Он вошёл в состав Вышневолоцкого водного пути, а через 80 лет в – Мариинскую водную систему (совр. Волго-Балтийский водный путь). 

В 1782 году канал перешёл в ведение Казённой палаты, а в 1810 – в распоряжение ведомства путей сообщения. В XVIII–XIX веках по каналу ходили трешкоты – специальные плоскодонные лодки, достигавшие в длину 12 м и предназначавшиеся для перевозки пассажиров и грузов. Многие гидротехнические сооружения, облицованные гранитными блоками, приобрели архитектурное изящество. 

В 1861–1866 годах из-за обмеления старого канала ближе к берегу Ладожского озера был прорыт новый безшлюзовый канал, получивший имя Александра II. Прежний канал стал называться Староладожским. 

Транспортное значение каналов резко упало в 1904 году с вводом в строй железной дороги, которая связала Петербург с Череповцом и Вологдой. 

С 1940 года Староладожский канал для судоходства не используется. Его сняли с баланса Волго-Балтийского водного пути в 1962 году. В настоящее время канал пересыпан перемычками в Шлиссельбурге и деревне Чёрное. Эта часть канала обмелела, заилилась, заросла ряской, донной растительностью и, по существу, является запущенным прудом. Участок канала от деревни Чёрное до Волхова в лучшем состоянии. 

Водоспуски сохранились в Белых Озерках, Кобоне, Лаврове, Нижней Шальдихе, Назии и в восточной части Шлиссельбурга. Водоспуски в Нижней Шальдихе и Белых Озерках подверглись сильным разрушениям и утратили многие архитектурные элементы. В Шлиссельбурге до наших дней сохранились гранитные мосты и шлюзы, построенные в первой половине XIX века. 

C 1960 года комплекс сооружений Староладожского канала охраняется государством как памятник архитектуры XVIII–XIX века местного значения.

Литература

Галем Г.А. Жизнь графа Миниха, императорского российского генерал-фельдмаршала: В 2 ч. М., 1806.

Казнаков В.Г. Исторический очерк Ладожских каналов, старого и нового. СПб., 1866.

Письма Петра Великого к Скорнякову-Писареву // Русская Старина. 1872. T. XV. С. 444–449.

Андреева Л.А., Коляда М.И., Кондратьева Е.В. По Ленинградской области: Посвирье, Бокситогорский и Волховский районы. Л., 1978.

Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С. 272–279.

Берташ А.В., Векслер А.Ф. Новая Ладога. СПб., 2004. С. 35–47, 135.