Царицынская укреплённая линия

Местоположение: Городищенский р-н
Тип памятника: Памятник фортификации
Статус: Памятник федерального значения

Летом 1717 года крымские и кубанские татары под предводительством Бахты-Гирея неожиданно «впали в пределы Российские и разорили предместья городов Царицына, Пензы, Саратова, Инзарска, Петровска, Ломова». После этого набега правительство распорядилось возвести Царицынскую линию — систему укреплений от Царицына на Волге до Паншина на Дону, которая бы препятствовала проходу на русские территории крымских и кубанских татар и «воровских» калмыков.

Общее руководство строительством осуществляла Камер-коллегия, непосредственно работами руководил генерал-майор Г.С. Кропотов, которому подчинялись все соединения русской армии в Поволжье. Силами подразделений регулярной армии, донских казаков и работных людей из поволжских губерний на протяжении 54 км были возведены вал и ров, а также 4 крепости (Мечетная, Грачевская, Осокарская, Донская). Укреплённая линия упиралась в Царицынскую крепость. Высота вала колебалась от 2,6 до 5,6 м. С внешней стороны вала находился широкий (более 8 м) ров, по дну которого установили частокол из заострённых брёвен.

Линия строилась с 1718 по 1720 год. Есть основание считать, что в декабре 1722 года Пётр I, возвращаясь из Персидского похода, проезжал через крепости Царицынской сторожевой линии.

Подводя итоги царствования Петра I, обер-секретарь Сената И.К. Кирилов, между прочим, писал: «Сделана линия, то есть ров, и по тому рву земляной вал и 4 крепости земляные, а именно: от Царицына первая на речке Мечотной названа крепость Мечотная, в расстоянии от Царицына в 10 верстах. Вторая крепость Грачи от Мечотной в 17 верстах. Третья по речке Ланчинке, впадающей в Дон, названа Осокор, от крепости Грачей в 134 верстах. Четвёртая подле Дону, названная Донская, от Осокорской в 7 верстах. В тех крепостях и по всей линии всегда бывают служилые люди для караулов и разъездов, а особливо в лето посылаются командированные от армейских полков».

В петровское время сторожевую линию постоянно охранял патрульный отряд (136 солдат, драгун и пушкарей и 100 донских казаков). Командовал ими капитан Щербачёв. В случае необходимости на помощь небольшому отряду должны были приходить воины царицынского гарнизона и донские казаки.

Строительство линии привело к прекращению татарских набегов в Волго-Донском междуречье. Началось интенсивное освоение земель в Саратовском правобережье, по берегам Хопра и Медведицы, были созданы благоприятные условия для  социально-экономического развития большого региона.

В царствование Анны Иоанновны продолжалось обустройство линии (из-за чего ее иногда называли «Валом Анны Иоанновны») и дополнительное расселение регулярных войск и казаков. Оборонительная линия функционировала до последней четверти XVIII века.

Остатки линии (вал и ров) сохранились на протяжении около 34 км от станции Древний Вал, расположенной в 10 км от северо-западной окраины Волгограда, до окрестностей станицы Качалинской на Дону, на территории современного Городищенского района Волгоградской области. На пересечении вала с автотрассой Волгоград — Москва установлены памятные знаки с кратким описанием этапов строительства линии, её оборонительного значения и планом укреплений. Является памятником федерального значения.  

Литература

Минх А.Н. Историко-географический словарь Саратовской губернии. Т. 1, вып. 4: Южные уезды: Камышинский и Царицынский. Аткарск, 1902. С. 1095–1097.

Кирилов И.К. Цветущее состояние Всероссийского государства. М., 1977. С. 232.

Лавринова Т.И. План защиты юго-восточной окраины России после сооружения Царицынской укреплённой линии начала XVIII века // Историческая география Черноземного Центра России. Воронеж, 1989. С. 79–89.

Лавринова Т.И. Царицынская линия: история строительства в 1718–1720 гг. и первые годы существования: Автореф. дис. … канд. истор. наук. Воронеж, 1990.

Рябов С.И., Самойлов Г.П., Супрун В.И. Пётр Великий в Царицыне и на Среднем Дону. Волгоград, 1994. С. 100–110.