Верфь Бажениных

Местоположение: Холмогорский р-н, д. Вавчуга
Тип памятника: Достопримечательное место
Статус: Не имеет

2 февраля 1700 года Баженины получили жалованную грамоту, разрешавшую им строить «корабли и яхты русскими и заморскими мастеровыми » и дававшую право ввозить беспошлинно все нужные для постройки кораблей материалы, а также свободный наём рабочих и освобождение от всяких выборных служб. Это была первая частная судостроительная верфь в России.

Первый парусник «Апостол Андрей Первозванный», построенный на верфях Бажениных в Вавчуге «по заморскому образцу», был спущен на воду весной 1702 года и летом 1703 года вышел в море.

Баженины строили двухпалубные трёхмачтовые суда водоизмещением 30–800 т. Их корабли охотно покупали иностранцы — англичане и голландцы. Всего на Вавчугской верфи было построено 120 торговых и промысловых судов, многие из которых сооружались по заказам иностранных коммерсантов. Последние суда были построены в 1783 году для английского купца Э. Эгерса. На этом деятельность Вавчугской верфи закончилась.

Наиболее прославленный корабельный мастер Вавчугской верфи — Степан Тимофеевич (Матвеевич) Негодяев-Кочнев (1739–1828), крестьянин Ровдогорской волости. Благодаря исключительной работоспособности и природному дарованию, он быстро освоил кораблестроение и внёс ряд усовершенствований, ускоряющий процесс строительства «партикулярных судов». Иностранные купцы заказывая Бажениным суда, оговаривали, чтобы они строились только Негодяевым-Кочневым.

Недалеко от плотины пильной и мукомольной мельницы построили парусный завод, на другом берегу — несколько кузниц. На Вавчугском озере насыпали гряду, протяженностью до 300 саж. Здесь вили канаты и веревки. На сваях был сооружён канатный амбар, где хранили готовую продукцию. Всего корабельная верфь занимала территорию около шести десятин.

В Вавчуге сохраняется (в аварийном состоянии) деревянный двухэтажный дом с мезонином, принадлежавший Бажениным (памятник регионального значения). От гидротехнических и промышленных сооружений верфи Бажениных сохранились остатки плотины и лиственичных свай.  

Литература

Латкин Н.В. Купеческий род города Архангельска: Баженины // Русская старина. 1887. Кн. VII. С. 123–126.

Коничев К.И. Пётр I на Севере: Повествование о Петре Первом, о делах его и сподвижниках на Севере, по документам и преданиям написано. Л., 1973.

Коньков Н.Л. Вавчужская корабельная верфь. [Архангельск], 1974.

Репин И.Н. Коммерческое судостроение в России в конце XVII — первой половине XVIII в. // Вопросы истории. 1978. № 1. С. 41–54.

Гранков Л.М. Государственное и частное судостроение в России // Морской Флот (журнал). 2007. № 3. С. 44–47.

http://karbas.narod.ru/Travel/lomon2.htm