Памятный знак «Адмиралтейские верфи – флоту России»

Местоположение: наб. реки Фонтанки, 203
Тип памятника: Памятный знак
Статус: Не имеет

В 1996 году, к 300-летию Российского флота, на территории судостроительного предприятия «Адмиралтейские верфи» был открыт памятный знак. На двухметровом постаменте установлена декоративная композиция из якорей, увенчанная изображением трёхмачтового парусного судна. Рядом устроен цветник из гранита, по сторонам которого стоят мортиры с ядрами. Над памятником работал большой авторский коллектив во главе со скульптором А.Г. Дёма. Памятник находится на производственной территории и поэтому труднодоступен для обозрения. Первоначально на этом постаменте стояла статуя В.И. Ленина. 

Надписи на постаменте содержат сведения о кораблях, строившихся в разное время на разных предприятиях, слившихся в конце концов в единое целое. На лицевой доске написано: «Адмиралтейские верфи — флоту России в год 300-летия. Адмиралтейские верфи основаны Петром I 15.XI. 1704 г.» 

Судостроительное предприятие «Адмиралтейские верфи» существует под таким названием с 1992 года. Однако его с полным основанием можно назвать детищем Петра I. В 1712 году в западной части острова Усадище (позднее разделенного каналами на ряд островов) — при впадении Мойки в Неву — был основан Скампавейный двор, на котором делались небольшие быстроходные парусные суда. 

Вскоре это судостроительное предприятие стало называться Галерным двором, а с 1721 года — Галерной верфью. В 1720-е годы от Невы к Мойке был прорыт канал, называвшийся с 1738 года Галерным. После этого Галерная верфь оказалась на острове. До перевода в 1740-е годы строительства галер в Галерную гавань на Васильевском острове здесь было построено свыше 300 больших и малых судов. 

В 1800 году сюда из Адмиралтейства был переведён ряд мастерских Адмиралтейской верфи, основанной в 1704 году, и предприятие стало называться Новым Адмиралтейством. Ново-Адмиралтейскими стали называть остров и канал, отделяющий его от 2-го Адмиралтейского острова. 

С 1724 года галеры также строили на Галерном островке в устье Фонтанки. Матисов остров, находящийся между Галерным и Ново-Адмиралтейским островами, с 1730-х годов занимали прядильные мастерские Адмиралтейства. С 1792 года на этом острове работал завод Ч. Берда, на котором в 1815 году был построен один из первых русских пароходов (с 1881 — это Франко-русский кораблестроительный завод).

Верфи Главного Адмиралтейства были окончательно закрыты в 1843 году, и с этого времени Новое Адмиралтейство оставалось ведущим судостроительным предприятием Петербурга. В 1908 году верфи Нового Адмиралтейства и Галерного острова были объединены под названием Адмиралтейский судостроительный завод. С 1926 года в его состав вошла часть бывшего Франко-русского завода. После ряда разделов и переименований предприятие, занимающее значительную часть Галерного, Матисова и Ново-Адмиралтейского островов, в 1972 году получило название Адмиралтейского судостроительного объединения, а с 1992 — Государственное судостроительное предприятие «Адмиралтейские верфи».

Литература

Адмиралтейские верфи. Т. 1–2. СПб., 1994–1996.

Золотоносов М.Н. Бронзовый век: Иллюстрированный каталог памятников, памятных знаков, городской и декоративной скульптуры Ленинграда–Петербурга, 1985–2003 гг. СПб., 2005. С. 243–245.

Фото: М.Г. Вадейша
Регионы:

Санкт-Петербург

Авторы:

Пирютко Ю.М.

Персоны:

Берд Ч.

Дёма А.Г.