Памятник Петру I в Санкт-Петербурге на Сенатской площади

(Медный всадник)

Местоположение: Санкт-Петербург, Сенатская площадь
Тип памятника: Памятник монументального искусства
Статус: Памятник федерального значения

Памятник Петру I, названный Пушкиным «Медным всадником», исключителен по своему значению не только для Санкт-Петербурга — он является официальным символом города, — но и для всей российской культуры. 

Это первый скульптурный монумент России, торжественно открытый 7 августа 1782 года. Гениальная пластика, композиционное совершенство, символичность местоположения памятника, драматическая история его создания уже больше двух веков вдохновляют художников и поэтов на новые творения. Первое место среди них занимает «петербургская повесть» А.С. Пушкина, по которой мы называем памятник. «Медному всаднику» посвящены строки Ф.М. Достоевского, А. Белого, А.А. Блока, А.А. Ахматовой, В.В. Маяковского, рисунки А.Н. Бенуа, живопись В.И. Сурикова и множество других произведений искусства. 

Сразу после восшествия на престол Екатерины II, 17 июля 1762 года Сенат постановил воздвигнуть памятник императрице. Однако она отказалась от этой чести, напомнив, что прежде необходима установка памятника Петру I. Бронзовая скульптура, выполненная Б. Растрелли, была в 1764 осмотрена Екатериной, «не соизволившей его апробовать». 

По рекомендации французского философа и писателя Дени Дидро Екатерина II пригласила в Россию для работы над монументом французского скульптора Э.М. Фальконе, прибывшего в Петербург 15 октября 1766 года. Фальконе был знаком с «Историей Российской империи при Петре Великом» Вольтера (1759), а также другими сочинениями о России, и в беседах с Дидро размышлял над художественной трактовкой образа Петра: «Надо показать человечеству <…> творца, законодателя, благодетеля своей страны <…> Мой царь не держит в руке жезла; он простирает свою благодетельную руку над страной, по которой он проносится, он поднимается на эту скалу, которая служит ему основанием, — эмблема трудностей, которые он преодолел». 

Образ всадника, вздыбившего коня над обрывом скалы, в неразрывной связи скульптуры с постаментом, — уникальная находка Фальконе, не имеющая аналогов в мире. Вместе с тем работа скульптора опиралась на давнюю европейскую традицию конных монументов, замечательными образцами которых были творения мастеров итальянского Возрождения Вероккьо и Донателло. Всадник на вздыбленном коне появляется в европейской скульптуре позднее; один из первых образцов — статуя Филиппа IV в Мадриде, выполненная в 1640 году флорентийским скульптором Пьетро Такка по рисунку Д. Веласкеса. 

Уже в первой половине 1767 года Фальконе создал малую модель скульптуры, получившую одобрение коронованной заказчицы. 1 февраля 1768 года он приступил к изготовлению большой модели, которую закончил в июле 1769. Голова Петра, по признанию Фальконе, ему не удавалась, и её автором стала ученица скульптора, 20-летняя М.-А. Колло. За неполных три года замысел Фальконе воплотился в гипсовой модели, которую оставалось перевести в бронзу. 

Одновременно вёлся поиск места для памятника. В 1768 году Екатерина II повелела установить монумент «на площади между Невы реки, от Адмиралтейства и дома, в коем присутствует Сенат». Это местоположение как нельзя более точно соответствовало идее Фальконе. Нева, на берегах которой Пётр основал новый город, это водный путь, по которому Россия «вошла» в Европу. Адмиралтейство – символ русского флота, основанного Петром. Знаменательно, что во времена Петра I на этом месте находилась первая деревянная Исаакиевская церковь, освящённая во имя небесного покровителя царя (Пётр родился 30 мая — в день прп. Исаакия Далматского. 

Первоначально предполагалось соорудить постамент памятника из нескольких гранитных камней, поиск которых в окрестностях Петербурга начался летом 1767 года. Нужно было доставить свыше 140 куб. саженей камня не только для постамента, но и для фундамента и набережной. Принимавший участие в этих работах крестьянин С.Г. Вишняков в сентябре 1768 года сообщил, что цельный камень подходящих размеров имеется близ Конной Лахты, в 12 верстах от столицы. 

«Гром-камень», с которым связана легенда, будто Пётр поднимался на его вершину, имел высоту 27 футов, длину 44 и ширину 22 фута (примерно 8х13х7 м). Одновременно с перевозкой камня была начата его обработка. Пришлось изменить его размеры и конфигурацию в соответствии с замыслом скульптора. Перевозка к берегу залива, на расстояние в 8 верст, заняла время с 12 марта 1769 по 27 марта 1770 года. С начала мая 1770 года приступили к сооружению плоскодонного парусного судна (прама) для перевозки камня в Санкт-Петербург по воде. Проект разработал мастер Г. Корчебников, строили плотники артели С.Г. Вишнякова. Перевозка камня по воде от Лахты по заливу и далее по Малой и Большой Неве продолжалась с 28 августа по 26 сентября 1770 года. Способ перевозки камня на бревенчатой решётке, протаскиваемой по бронзовым шарам, которые катились по медным желобам, был предложен Мареном Карбури де Кефалони, графом де Ласкари – адъютантом И.И. Бецкого, руководившего работами по сооружению памятника. 

Подготовка к отливке статуи в бронзе велась с 1769 года. Сначала скульптор отказывался от предложения самому провести отливку. После долгих поисков литейщика Фальконе всё же приступил к работе, выбрав себе в помощники литейщика Е.М. Хайлова. Отливку начали 7 августа 1775 года. Произошёл прорыв формы расплавленным металлом, но благодаря оперативным действиям Хайлова отливку смогли продолжить. Нижняя часть скульптуры была готова, но верхнюю (голова коня, верхняя часть всадника) пришлось отливать вторично в июле 1777 года. 

До своего отъезда из России 1 сентября 1778 года Фальконе продолжал работы по чеканке бронзовой статуи. С 1780 года работами по доделке скульптуры и постамента и установкой памятника руководил архитектор Ю.М. Фельтен, автор проекта площади у монумента. Фигура змея под копытами коня была моделирована Фальконе, но её отливку в бронзе осуществил скульптор Ф.Г. Гордеев. Надпись накладными бронзовыми литерами на русском и латинском языках была выполнена по тексту, редактированному самой императрицей: с правой стороны — «PETRO primo CATHARINA secunda MDCCLXXXII», c левой стороны — «ПЕТРУ первому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782». 

Торжественное открытие памятника в присутствии императрицы состоялось 7 августа 1782 года. Фальконе к тому времени уже покинул Россию, и ему послали золотую и серебряную медали, отчеканенные в память торжества. 

Дальнейшая судьба монумента неотделима от истории Санкт-Петербурга. Около него происходили церемонии, связанные с юбилеями города, в 1803, 1903 и 2003 годах. В годы героической обороны Ленинграда памятник был бережно укрыт. Крупные реставрационные работы на уникальной скульптуре проводились в 1909 и 1976 годах. 

Литература

Каганович А. «Медный всадник»: История создания монумента. Л., 1975.

Иванов Г.И. Камень-Гром. СПб., 1994.

Малиновский К.В. Памятник Петру I Фальконе // Три века Санкт-Петербурга. Энциклопедия. Т. 1. Осьмнадцатое столетие. Кн. 2. СПб., 2002. С. 87–89.

Памятники Санкт-Петербурга: Справочник. СПб., 2002. С. 29–30.

Кривдина О.А., Тычинин Б.Б. Скульптура и скульпторы Санкт-Петербурга, 1703–2007. СПб., 2007. С. 482–483, 485.