Памятник Петру I в Санкт-Петербурге у Михайловского (Инженерного) замка

Местоположение: Санкт-Петербург, Кленовая аллея
Тип памятника: Памятник монументального искусства
Статус: Памятник федерального значения

Работа над конным изваянием Петра I была начата Б. Растрелли ещё при жизни Петра. Однако памятник с этой скульптурой стал, по времени открытия, вторым в Санкт-Петербурге — после «Медного всадника». Между началом работы над статуей, заказанной в 1716 году, и открытием памятника в 1800 году прошло 84 года. 

Итальянский скульптор и архитектор Бартоломео Растрелли (1667–1744) родился во Флоренции. Работая в Риме, в 1704 году он получил титул графа Папского государства, затем работал в Париже, откуда выехал в Россию по контракту в марте 1716 года. 

Одним из первых заказов, полученных им от Петра I, было создание конного монумента, подражающего триумфальным памятникам древних римлян (наиболее известный прототип — конная статуя императора Марка Аврелия на римском Капитолии). Уже осенью 1717 года была отлита небольшая модель статуи из свинца, отосланная по приказанию Петра в 1719 году в парижскую Королевскую Академию надписей и словесности для составления мемориального латинского текста, который предполагалось поместить на постаменте. По замыслу Растрелли, постамент должны были украсить аллегорические изваяния. 

В 1720 году скульптор создал ещё один вариант конной статуи. Шла работа также и над пешей статуей Петра во весь рост, которую предполагалось установить перед зданием Двенадцати коллегий. 

В 1724 году Растрелли выполнил два варианта знаменитого портретного бюста Петра Великого. В работе над этим произведением мастеру помогла сделанная им в 1719 году восковая маска, снятая с лица Петра. В начале 1724 года скульптор показывал голштинскому герцогу Фридриху Вильгельму Берхгольцу отлитые в гипсе модели конной и пешей статуй. Однако Пётр I умер в январе 1725 года, не успев дать распоряжения об отливке статуй в бронзе. 

Труды скульптора по изготовлению моделей были оплачены в 1734 году при Анне Иоанновне, но распоряжение об отливке в бронзе было дано лишь императрицей Елизаветой Петровной 22 июня 1743 года. Для отливки, которая должна была проходить под наблюдением автора, был построен специальный «литейный амбар». Растрелли успел в октябре–ноябре 1744 года изготовить колоссальную восковую модель для отливки, но 18 ноября того же года он скончался. 

Дальнейшее руководство работами взял на себя сын скульптора, архитектор Бартоломео Франческо Растрелли. В литейной мастерской были сложены две большие печи, доставлены 1300 пудов зелёной и 130 пудов красной меди; приготовлены мраморные блоки для постамента. Отливка статуи была проведена в ноябре 1747 года мастером Алессандро Мартелли, который до 1755 года продолжал чеканку, отличающуюся виртуозной тщательностью. Существовали проекты установки конного монумента на площади у здания Двенадцати коллегий или в круглой колоннаде на площади перед построенным Ф. Растрелли Зимним дворцом. Оконченную статую перевезли к Троицкому мосту, где под деревянным навесом она простояла 45 лет. 

Екатерина II сочла, что памятник «не сделан искусством таким, каково б должно представить столь великого монарха», и с 1766 года Э.М. Фальконе начал работу над новым монументом Петру Великому. В 1782–1791 годах растреллиевская статуя находилась во владении князя Г.А. Потёмкина, но это не изменило её судьбы. Лишь в августе 1798 года император Павел I вспомнил о скульптуре и приказал установить её в Кронштадте, у входа в Петровский док. Но 3 марта следующего года было повелено «отправление в Кронштадт монумента Петра I остановить» и назначено новое место — площадь Коннетабля перед строившимся Михайловским замком, где в 1800 году и был установлен памятник Петру I. 

Проекты постамента памятника разрабатывали архитекторы А.Н. Воронихин, В.Ф. Бренна и Ф.И. Волков. Поскольку в протоколе заседания Академии художеств не названо имя автора проекта, получившего высочайшее одобрение, исследователи не имеют точных подтверждений авторства. Органичная связь силуэта и объёма памятника с парадным фасадом Михайловского замка, строившегося Бренной, позволяет предполагать, что именно он был автором проекта. 

Надпись на торце постамента «Прадеду правнук», очевидно, была сочинена самим императором. Бронзовые рельефы на боковых сторонах памятника — «Полтавская баталия» (на восточной стороне) и «Взятие фрегатов при Гангуте» (на западной) — выполнены скульпторами В.И. Демут-Малиновским, И.И. Теребенёвым и И.Е. Моисеевым. 

Памятник у Инженерного замка сохранился в годы вражеской блокады Ленинграда. В 1942–1945 годах бронзовая статуя, снятая с постамента, находилась в котловане, вырытом рядом. Крупные реставрационные работы по памятнику проводились в 1989–1990 годах. 

Литература

Петров В.Н. Конная статуя Петра I работы Растрелли. Л., 1972.

Малиновский К.В. Памятник Петру I Растрелли // Три века Санкт-Петербурга: Энциклопедия. Т. 1. Осьмнадцатое столетие. Кн. 2. СПб., 2002. С. 86–87.

Памятники Санкт-Петербурга: Справочник. СПб., 2002. С. 31–32.

Кривдина О.А., Тычинин Б.Б. Скульптура и скульпторы Санкт-Петербурга, 1703–2007. СПб., 2007. С. 482, 484.