Дворец «Марли» в Петергофе

Местоположение: Петергоф, Нижний парк
Тип памятника: Дворцово-парковый ансамбль
Статус: Памятник федерального значения

Название дворца Марли связано с воспоминаниями Петра I о посещении им в 1717 году Версаля, недалеко от которого, на берегу Сены, находилась личная усадьба Людовика XIV, Марли-ле-Руа, украшенная фонтанами и каскадами. Это стало одним из решающих стимулов превращения приморской резиденции русского царя в город фонтанов.

Марли в музее-заповеднике «Петергоф» представляет собой своеобразный усадебный комплекс в западной части Нижнего парка. Одновременно с начатым осенью 1720 года по проекту И.Ф. Браунштейна строительством дворца, называвшегося «Малыми приморскими палатами», велись комплексные работы на обширной территории. Был вырыт прямоугольный Большой, или Марлинский, пруд с восточной стороны дворца, а к западу от него — пруд полуциркульной формы, разделённый на три сектора каменными арочными мостами (отсюда название Секторальные пруды). Земля от рытья прудов пошла на устройство искусственного земляного вала по берегу залива протяжённостью 225 м и высотой около 4 м. Под защитой вала между ним и Большим прудом был устроен фруктовый сад — так называемый Сад Венеры. Вал был укреплён подпорной стенкой с балюстрадой, оформление которой завершилось в 1724 году. В 1721 году по распоряжению Петра I Н. Микетти разработал проект каскада к югу от Большого пруда, рядом с которым был устроен так называемый Сад Бахуса с Менажерными фонтанами. Проект в общих чертах повторял образец каскада Марли-ле-Руа.

Первоначально «малые палаты» по проекту Браунштейна были одноэтажными, но летом 1721 года Пётр распорядился достроить ещё один этаж. Отделка небольшого дворца была полностью завершена осенью 1723 года. Дворец Марли представляет собой кубообразное здание с высокой кровлей, фасады которого оживлены лишь рустованными лопатками, наличниками окон и изысканными по рисунку коваными решётками балконов. Так же скромны интерьеры, в которых только Спальня имела отделку штофом, а стены Чинарного и Дубового кабинетов покрыты деревянными панелями.

Сооружение Марлинского каскада по изменённому Петром проекту Микетти велось в 1722–1723 годах. Замысел Петра увенчать каскад скульптурой Геркулеса, поражающего Гидру, не был осуществлён. Строительство каскада завершил М.Г. Земцов (1731). Тогда же ступени были покрыты позолоченными медными листами, почему каскад и получил название Золотая гора. Украшавшая каскад скульптура из свинца и мрамора в 1870-е годы была заменена ныне существующей мраморной скульптурой XIX века.

Марли сохранялся как мемориал Петра Великого, с его личной одеждой, мебелью и посудой. В 1898–1899 годах обветшавшее здание было полностью разобрано, с сохранением всех элементов внутренней и наружной отделки, и построено на новом укреплённом фундаменте в прежнем виде. Крупные реставрационные работы были проведены в 1901 году после пожара, от которого пострадали интерьеры петровского времени.

Во время Великой Отечественной войны дворец был полуразрушен. Открыт для обозрения после реставрации (арх. А.Э. Гессен) в 1982 году. 

Литература

Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. Л., 1983. С. 428–431.

Раскин А.Г. Петродворец: Дворцы-музеи, парки, фонтаны. Л., 1988. С. 141–146.

Марголис А.Д. Дворцы Санкт-Петербурга. М., 2003. С. 184–191.