Галерная гавань Гребного порта

Местоположение: Шкиперский проток, 14а; 20; 21, корп. 1; 23, корп. 2; 25
Тип памятника: Памятник инженерного искусства
Статус: Памятник федерального значения

Параллельно с освоением восточной части Васильевского острова на западном, морском побережье складывался свой обособленный район. Начало строительству здесь положил Пётр I. По его указу в 1721 году в устье Глухой речки начали строить гавань для гребной флотилии.

Проект, подготовленный Д. Трезини, включал в себя устройство гавани — бассейна (500 х 200 м) и канала (400 х 12 м), выходившего в Финский залив. Это грандиозное сооружение, строившееся на пустынном морском берегу более десяти лет, служило базой для военных гребных судов. К концу 1720-х годов Большой бассейн приобрёл современные очертания, сюда были переведены все галеры с Фонтанки; сюда же поступали новые галеры с Адмиралтейских верфей. Одновременно со строительством Галерной гавани к востоку от неё возникло Галерное село, где сначала жили строители, затем семьи матросов.

В 1721–1723 годах по проекту Д. Трезини были возведены на берегах канала, при его впадении в залив, два кроншпица — деревянные башни с высокими флагштоками, служившие навигационными знаками. Перед ними были установлены пушки — сначала для обороны гавани, а затем их использовали для подачи сигналов при наводнении. В 1754 году архитектор М.А. Башмаков возобновил кроншпицы в камне, выполнив постройки в стиле барокко.

Для защиты Галерной гавани от наводнений по берегу залива был насыпан земляной вал, укреплённый сваями и обложенный камнем. На пологих берегах находились стапели для ремонта судов и сараи для их зимнего хранения. До сегодняшнего дня сохранились прямоугольные судоремонтные доки, имевшие приспособления для осушки.

Работами в Галерной гавани с 1734 года, после смерти Д. Трезини, руководил архитектор И.К. Коробов. В 1740-е годы вблизи гавани появилась Галерная верфь, переведённая сюда с берега Мойки. Для её размещения под руководством архитектора С.И. Чевакинского сооружения гавани реконструировались; входной канал вначале был облицован известняком (1750–1754), а позднее — гранитом (1808–1812; арх. А.Д. Захаров).

В 1830-е годы сооружён Малый бассейн, в нём разместился сухой док. Малый бассейн отделён от Большого шлюзами. Во второй половине XIX века в Галерной гавани проходили испытания новой техники для флота.

В XX веке в Галерной гавани проходили испытания отечественных гидросамолётов. В 1906 году участок Гребного порта на берегу залива был передан Невскому яхт-клубу. В 1950-х годах проводилась реставрация кроншпицев. В настоящее время в Малых бассейнах находится спортивный клуб «Галерная гавань». Восточный кроншпиц используется как спасательная станция.

Литература

Позднухов А.В. От галер до гидросамолетов // Ленинградская панорама. 1988. № 2.

Никитенко Г.Ю., Соболь В.Д. Василеостровский район: Энциклопедия улиц С.-Петербурга. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 2002. С. 468–470.