Кунсткамера

Местоположение: Университетская наб., 3
Тип памятника: Памятник гражданской архитектуры
Статус: Памятник федерального значения

Первый в России государственный музей основан Петром I и назван Кунсткамерой (от немецкого Kunstkammer — палата художеств, или собрание редкостей). Личные коллекции царя, приобретённые им во время путешествий в Западную Европу, первоначально хранились в Москве, затем — в Летнем дворце, куда в 1714 году были перевезены царская библиотека и анатомические и зоологические коллекции Аптекарского приказа. В 1718 году их перенесли в конфискованный дом А.В. Кикина рядом со Смоляным двором, где они были открыты для обозрения в петровское время.

Строительство специального «каменного дома библиотеки и кунст каморы » на Васильевском острове было начато в июле 1718 года по проекту Г.И. Маттарнови. В петровское время это было самое крупное здание столицы (длина 95 м, ширина 15 м, высота башни 27 м), составлявшее своеобразный ансамбль с башней Адмиралтейства на другом берегу Невы.

Строительство здания затянулось на многие годы. Маттарнови умер (1719), и работы продолжил Н.Ф. Гербель. К декабрю 1722 года была завершена кладка стен боковых корпусов, в следующем году приступили к возведению каменной башни. В первом этаже здания предполагалось устройство анатомического театра, в третьем — помещения для Готторпского глобуса. Ещё до завершения строительства обнаружились конструктивные недостатки. В августе 1724 года Н.Ф. Гербеля сменил Г. Киавери. Этот архитектор изменил проект и в том же году разобрал верхнюю часть башни, угрожавшую обвалом.

Когда в 1724 году императорским указом была учреждена Академия наук, Кунсткамера (наряду с Библиотекой) стали первыми её учреждениями. Передача первого русского музея в ведение АН сыграла в его судьбе решающую роль, превратив Кунсткамеру в учреждение, равного которому по постановке научной работы не было в Европе.

25 августа 1726 года 3,5-метровый Готторпский глобус, с 1717 года находившийся в амбаре на Большом лугу (Марсово поле), был перевезён через Неву и поднят на третий этаж здания. В 1727 году Киавери получил отставку и уехал сначала в Варшаву, а потом в Дрезден. Строительство Кунсткамеры продолжил М.Г. Земцов.

25 ноября 1728 года произошло открытие в новом здании «Императорской Библиотеки с Кунст и Натураль каморою». Отделочные работы продолжались до 1734 года. Армиллярная сфера на куполе башни была установлена в начале 1740-х годов.

5 декабря 1747 года сгорели деревянные части здания, крыша, колоннада башни. Пострадали вещи на третьем этаже здания. Восстановительные работы по проекту И.Я. Шумахера начались в 1751 году, однако только в 1756–1757 годах С.И. Чевакинский завершил восстановление на основе проекта Маттарнови, но без венчающей башни, которая была сооружена лишь в 1947–1948 годах (арх. Р.И. Каплан-Ингель).

Музей антропологии и этнографии РАН, который располагается в здании Кунсткамеры, образован в 1879 году в результате объединения Этнографического и Анатомического музеев Петербургской Академии наук. Для него в 1887 году со стороны Таможенного переулка к историческому зданию был пристроен специальный корпус (арх. Р.Р. Марфельд). Имя Петра Великого музей получил в 1903 году, в дни празднования 200-летия Санкт-Петербурга.

Литература

Беляев О.П. Кабинет Петра Великого. СПб., 1800.

Станюкевич Т.В. Кунсткамера Петербургской Академии наук. М.-Л., 1953.

Итс Р.Ф. Кунсткамера. 3-е изд. Л., 1989.

Карпеев Э.П., Шафрановская Т.К. Кунсткамера. СПб., 1996.

Малиновский К.В. Санкт-Петербург XVIII века. СПб., 2008. С. 177–189, 320–321.

Чистов Ю.К., Резван Е.А., Купина Ю.А., Михайлова Е.А. Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого: Кунсткамера, 295 лет: История, исследования, коллекции. СПб., 2009.