Летний Сад

Местоположение: Дворцовая наб.
Тип памятника: Памятник садово-паркового искусства
Статус: Памятник федерального значения

Летний сад всего на год моложе Санкт-Петербурга — он был заложен в 1704 году. Идея создания первой летней резиденции российских императоров принадлежит Петру I, который сам выбрал на левом берегу Невы место для сада, сам был автором его первого плана. Сад проектировался по примеру европейских садов — цветники, зелёные лабиринты, фонтаны, скульптуры, беседки, аптекарский огород, где по голландской моде сажали лекарственные растения и овощи. Работы первого этапа проводил архитектор И. Матвеев по личному указанию Петра: была «перебита» речка — сделана запруда на Безымянном ерике (ныне река Фонтанка), прорыт гаванец — пристань Летнего сада, начаты работы по созданию фонтанной системы, прорыты мелиоративные каналы, подсыпана земля, проведена первоначальная разбивка сада.

Только в 1713 году голландский садовник Я. Роозен сделал профессиональный проект, в который Пётр внёс свои изменения. Сад создавался в регулярном стиле. Планировка его проста: от Невы в глубь территории ведут три параллельные аллеи, их пересекают несколько дорожек. На севере границей сада является Нева, на востоке — Фонтанка, на западе и юге — искусственно прорытые Лебяжий канал и канал, соединяющий Фонтанку с истоком реки Мойки.

В период с 1710 по 1725 год в Первом Летнем саду были возведены каменный Летний дворец с гаванцем и Людскими покоями (арх. Д. Трезини, 1712), павильон «Грот» (арх. А. Шлютер, 1713–1725), Большая оранжерея, Зелёные кабинеты, Люстгаузы, Огибные аллеи, три галереи на берегу Невы. Для украшения сада заказываются, в основном в Венеции, мраморные скульптуры. Большинство статуй для Летнего сада приобретали по заказу Петра I в мастерских известных скульпторов Д. Бонацца, П. Баратта, М. Гропелли, А. Тальяпьетра и других. Во Втором Летнем саду устроен Карпиев пруд и две «этуали». За Большой оранжереей, у Фонтанки, в Красном саду, были расположены огороды и теплицы.

Проект сада, сделанный Ж.-Б. Леблоном в 1716 году, также был исправлен Петром. Основная идея Леблона — презентативность, укрупнение ключевых элементов композиции, насыщение их содержанием и большей декоративностью. Вдоль Лебяжьего канала Леблон предложил устроить огромный цветочный партер с фонтаном в середине; за Поперечным каналом сооружается садовый лабиринт, украшенный фонтанами на сюжеты басен Эзопа — масштабная композиция, занявшая главное место в планировке Второго Летнего сада (руководил работами арх. М.Г. Земцов).

При Петре Летний сад был местом проведения ассамблей и балов, попасть туда было возможно лишь по приглашению царя. В XVIII веке здесь устраивались празднества и иллюминации по случаю побед России в Северной войне, проводились приёмы иностранных послов. Открытым он стал при императрице Елизавете Петровне — она разрешила впускать публику в Летний сад «в небытность государыни» в Петербурге.

На царствование Елизаветы пришёлся и расцвет Летнего сада: деревья подросли и окрепли, исправно действовали фонтаны. По проекту Ф. Растрелли были заново разбиты цветники сложного геометрического рисунка — партеры, располагавшиеся вдоль Лебяжьей канавки напротив фасада Второго Летнего дворца. Развивая идеи Леблона, Растрелли завершил партерную композицию уникальным сооружением — величественным каскадом «Амфитеатр » (1734–1738), украшенным фонтанами, скульптурой и резьбой.

Но уже к концу XVIII столетия облик сада начинает меняться: разбираются садовые сооружения — фонтаны и беседки, павильоны и каскады, людские покои и оранжереи. Не в последнюю очередь это связано с разрушительным наводнением 1777 года, которое нанесло значительный урон регулярной парадной композиции. При этом старый сад не изменили полностью — первоначальная регулярная планировка сада целиком дошла до нашего времени: в саду были сохранены система аллей и площадок, зелёный массив, а также самые значимые постройки: Летний дворец и Грот.

Вблизи дворца, со стороны Невы, была установлена решётка, которая сегодня является одним из символов Петербурга. Она сооружена в 1784 году по чертежам архитектора Ю.М. Фельтена при участии П.Е. Егорова. Законченный вид Невская ограда Летнего сада получила в 1827 году после установки Л.И. Шарлеманем веерообразных кованых завершений.

В XIX веке Летний сад перешёл в ведение городской управы и стал функционировать как публичный городской сад. С течением времени его облик изменился: кроны деревьев перестали постригать и сад, сохранив регулярную планировку, принял вид пейзажного парка. Появляются и новые сооружения. Строится Каменная терраса на Лебяжьем канале по проекту Г.П. Пильникова (1799). К.И. Росси перестраивает павильон Грот в Кофейный домик (1826). По проекту Л.И. Шарлеманя строится чугунная ограда со стороны Мойки и деревянный Чайный домик (1827). У Карпиева пруда поставили порфировую вазу (1839) — подарок шведского короля Карла Иоанна XIV. Во французском боскете установили бронзовый памятник И.А. Крылову работы П.К. Клодта (1856).

После революции Летний сад был объявлен народным достоянием и взят под охрану государства. В 1934 году в Летнем дворце открылся историко-бытовой мемориальный музей. В 1970-х годах на месте Большой оранжереи и боскета «Зелёный кабинет» построили хозяйственный двор. В результате была потеряна часть поперечной аллеи, идущей от Фонтанки к Лебяжьему каналу. Всё это время Летний сад оставался открытым для посещения горожан.

Летний сад является частью Государственного Русского музея. Осенью 2009 года сад был закрыт на четырёхлетнюю реконструкцию — она станет первой за последние 200 лет.

Литература

Болотова Г.Р. Летний сад. 2-е изд., испр. и доп. Л., 1988.

Козлова Т.Д., Кареева Н.Д. Летний сад и дворец-музей Петра I. СПб., 1999.

Ухналёв А.Е. Невская ограда Летнего сада: Очерк истории строительства. СПб., 2006.