Петровские ворота Петропавловской крепости

Местоположение: Петропавловская крепость
Тип памятника: Памятник гражданской архитектуры
Статус: Памятник федерального значения

Петровские ворота — старейшее монументально-триумфальное сооружение города, сохранившееся до нашего времени. Ворота являлись главным входом в крепость со стороны первой городской площади — Троицкой, от которой на Заячий остров вёл деревянный мост. Архитектурное решение ворот отвечало их значительной роли в панораме строившегося города (закрывший вид на ворота Иоанновский равелин сооружён в 1730–1732 годах).

По мнению современных исследователей, каменные одноярусные ворота были сооружены одновременно с деревоземляной Петровской куртиной в 1703 году по проекту В.А. Кирштенштейна. В 1708 году Пётр I распорядился перестроить ворота по образцу крепостных ворот в Нарве. Согласно проекту, выполненному Д. Трезини, ворота представляли собой нарядный двухъярусный портал, нижняя каменная часть которого была прорезана аркой, с нишами по сторонам; а верхняя деревянная часть с аттиком украшена скульптурой и аллегорическими рельефами. В связи с каменным строительством Петровской куртины Д. Трезини перестроил верхнюю часть ворот в камне (1716–1717), обогатив скульптурно-пластическое оформление.

В тимпане аттика ворот помещён деревянный многофигурный рельеф «Низвержение Симона волхва» (скульптор К. Оснер). Сюжет из «Деяний апостолов» о посрамлении апостолом Петром чародея Симона, желавшего при помощи бесов взлететь в небо, истолковывается как аллегория победы Петра I в Северной войне. В чертах лица апостола угадывается несомненное портретное сходство с Петром. Таким образом, Петровские ворота можно считать первым в Петербурге памятником его основателю.

Над аркой ворот в 1720 году помещена массивная свинцовая фигура государственного двуглавого орла (мастер Ф.П. Вассу). В лучковом фронтоне — горельеф благословляющего Бога Саваофа. Часть деревянной скульптуры не сохранилась (две фигуры трубящих ангелов над фронтоном, фигура апостола Петра и аллегории добродетелей). При перестройке ворот в их нишах со стороны входа в крепость помещены две скульптуры, атрибуты которых вызывают разные толкования (скульптор Н. Пино). Наиболее убедительна их атрибуция как «Осторожность» (с зеркалом) и «Храбрость» (в виде Минервы). По бокам стояли ещё статуи Марса и Посейдона (не сохранились).

Последняя реставрация Петровских ворот, при участии итальянских специалистов, прошла в 2005–2007 годах.  

Литература

Степанов С.Д. Санкт-Петербургская Петропавловская крепость: История проектирования и строительства. СПб., 2000.

Кривдина О.А., Тычинин Б.Б. Скульптура и скульпторы Санкт-Петербурга, 1703–2007. СПб., 2007. С. 495–498. 

Фото: С. Катина
Фото: О.Л. Лейкинд
Регионы:

Санкт-Петербург

Авторы:

Пирютко Ю.М.

Персоны:

Вассу Ф.П.

Кирштенштейн В.А.

Оснер К.

Пино Н.

Трезини Д.