Конный памятник Петру I в Риге

Местоположение: Рига
Тип памятника: Памятник монументального искусства

Памятник, установленный в честь двухсотлетия со дня вступления в Ригу армии Петра Первого. Церемония открытия состоялась 4 июля 1910 года.

Решение о создании памятника первому российскому императору было принято в 1903 году. Тогда же прозвучал призыв к жертвованию средств. На призыв откликнулись самые широкие слои населения, а также органы городского и губернского правления, высокопоставленные чины и представители прибалтийско-немецкого рыцарства. В общей сложности удалось собрать 87 236 рублей 89 копеек. Большинство частных жертвователей были латышами, много жертвовали также остзейские немцы, и конечно, русское население Лифляндии.

В конкурсе приняло участие 58 скульпторов (по количеству проектов, присланных на конкурсной основе губернскому департаменту). После некоторых размышлений комиссия решила отдать предпочтение выразительному проекту профессора прославленной Берлинской Академии архитектуры (которую также закончил основоположник национальной архитектуры Янис-Фридрих Бауманис) Густаву Шмидту-Касселю. Его проект опирался на стилевые традиции классицизма, он также в соответствии с художественной концепцией этого направления был украшен девизом «Война и мир». В дальнейшем за свою работу скульптор получил почётную государственную награду — орден Святого Станислава второй степени.

Можно также отметить остальных участников конкурса, которые завоевали первые места и были отмечены почётными призами. Третий приз был получен скульптором Вильгельмом Вандшнейдером. Он — автор рижской статуи Михаила Богдановича Барклая-де-Толли. Второй приз по итогам соревнования ваятелей достался Францу Прителю, тоже мастеру из Берлина на его проекте Пётр восседает на коне, держа в руке неразвёрнутый свёрток, на котором, сформулированы привилегии различным слоям местного населения. Первую награду получил Александр Бауман из Санкт-Петербурга, который сделал вертикальный акцент на личности Петра, который представлен спешенным. В итоге было решено поддержать «конный» проект как более «величественный».

Конная статуя самодержца-реформатора была начата в первые месяцы 1909 года, а закончена была практически через год, к моменту прибытия в Ригу царской семьи, что было связано с широкомасштабным празднованием двухсотлетия вхождения в состав Российской империи. Специально для гостей инаугурации была сооружена трибуна, вмещавшая тысячу зрителей, памятник был покрыт белой тканью, которая спала в самый торжественный момент, запечатлённый официальным фотографом мероприятия Александром Станке.

В общей сложности празднества по случаю установления памятника императору Петру Первому продолжались в губернском центре три дня. В ходе своего официального трёхдневного визита, посвящённого знаменательному событию юбилея вхождения Лифляндии в состав Империи Николай II осмотрел ряд рижских достопримечательностей, в число которых входили, в первую очередь, Дом Черноголовых, в котором он встретился с представителями остзейского немечества. Также в программу визита входило посещение императорской фамилией Петровского парка, расположенного в устье Агенскалнской бухты, где сам государь посадил несколько дубов. В ходе встречи императора с двумя главными представительствами губернской администрации: с генерал-губернатором Лифляндии Звягинцевым и с градоначальником Джорджем Армитстедом царь раздал много памятных медалей, жетонов и подарков.

В августе 1914 года было принято решение об эвакуации памятников культуры. В список культурно-исторических ценностей, подлежавших незамедлительной эвакуации, попал и памятник Петру Первому работы Густава Шмидта-Касселя. Бронзового Петра Первого сняли с пьедестала и в спешке погрузили на эвакуационное судно, носившее название «Сербино» и ходившее под английским флагом.

Местом назначения «Сербино» бы островок Вормси, относившийся к Моонзундскому архипелагу. Там располагалась перевалочная база для ценностей, эвакуируемых из буферных губерний Российской империи. Во время стоянки проплывавший в непосредственной близости от островков Моонзундского архипелага вражеский эсминец принял решение бомбардировать «Сербино», и судно вместе с памятником было потоплено.

11 июля 1928 года Рижская городская управа приняла решение о сносе постамента за ненадобностью.

В конце концов, в 1934 году водолаз-профессионал из Эстонии Антон Негова поднял со дна моря судно «Сербино», а также петровскую конную статую ровно в тридцати метрах от подбитого в Первую мировую войну корабля. Решением Рижской городской управы, которое состоялось 10 июля 1934 года, памятник был выкуплен за 15 000 эстонских крон.

23 июля 1934 года памятник вернулся в Ригу в разобранном виде. Пока для памятника подыскивали удобное место, в роли первого временного пристанища выступила подворотня Рижского замка. Затем части памятника были перенесены в крестовую галерею Домского собора, где и были положены на неопределённый. Естественно, в ходе войны на него никто не обращал внимания вплоть до 1959 года.

В советский период памятник в третий раз поменял место дислокации — перенесён на склад Управления благоустройства Риги. Только в начале 70-х к идее восстановления памятника вернулся известный латвийский краевед, историк и публицист Георгий Васильевич Никитин. В итоге во многом благодаря архивным и публицистическим изысканиям Никитина Рижский горисполком принял решение, которое датируется 25 сентября 1977 года. На этом заседании городского исполнительного комитета договорились о восстановлении памятника, но только лишь к 1990 году.

На долгое время памятник оказался забытым, о нём знали и помнили немногие энтузиасты-любители и редкие профессионалы-краеведы. В конце 80-х — начале 90-х годов возникла угроза переплавки памятника на цветной металл. Однако бывший советский офицер Станислав Разумовский вместе с группой единомышленников забрали памятник с полузаброшенного склада и отвезли его на территорию советской военной части на улице Абренес. Тогда же, в конце 1989 года, Разумовский собственноручно отлил одну из недостающих деталей памятника, а также вместе с друзьями собрал памятник почти полностью. С приходом латвийской военной части Янис Скроделис, её командир, перенял почётную эстафету по приведению памятника в порядок и по его охранению. Вскоре памятник попал к предпринимателю Евгению Гомбергу, который заинтересовался противоречивой судьбой конной статуи. Именно он на свои финансовые средства произвёл комплексную реставрацию рижского бронзового всадника. Позже к памятнику была прикреплена голова Петра, которую у себя дома бережно хранил Станислав Разумовский; в конце концов посчитал за лучшее передать её российскому посольству в Латвии.

17 июля 2001 года памятник был выставлен на обозрение в парке Кронвалда на берегу Рижского канала, но вскоре был убран с глаз публики. В первый день в спину статуи Петра некие радикалы швырнули несколько яиц. По истечении трёх «испытательных» дней мецената Евгения Гомберга по решению Рижской думы (мэр Гундарс Боярс) оштрафовали на 25 латов, обвинив его в самоуправстве в административном порядке. Гомберг продолжил некоторое время бороться за установку памятника, однако его попытки оказались безуспешными.

До сегодняшнего дня памятник находится на автостоянке при предприятии «Teikas nami» по адресу улица Бривибас, 223. По признанию многих профессионалов-оценщиков, памятник Петру Первому обладает высокой культурно-эстетической ценностью и мог бы привлечь большое количество туристов.

 

Литература

Прибалтийские русские: история в памятниках культуры. Рига, 2010.

  

Конный памятник Петру I в Риге
Страны:

Латвия