Елисейские Поля (Avenue Champs-Élysées)

Местоположение: Париж (75008, Paris, France)
Тип памятника: Архитектурный ансамбль, Памятник садово-паркового искусства

Главная улица современного Парижа, находящаяся в VIII округе, простирается от площади Согласия до площади Шарля де Голля (Звезды).

Вплоть до начала XVII века на месте современного проспекта находилось заболоченное пространство старого русла Сены. В начале XVII века по приказу Марии Медичи от сада Тюильри, находившегося на западной границе города, проложили аллею вдоль Сены, которая получила название Кур де ла Рен (Аллея Королевы). После осушения болот в 1667 году А. Ленотр продолжил центральную аллею сада Тюильри широким бульваром, обсаженным вязами (ныне здесь проходят Елисейские Поля). Он заканчивался перекрестком на месте современной площади Рон-Пуэн, от которого к Кур де ла Рен были проложены еще две аллеи, одна из которых носила название аллеи Вдов, ибо она посещалась одинокими дамами, которые искали мужской компании в надежде некоторого вознаграждения. Треугольное пространство между аллеями в начале XVIII века получило название Елисейских Полей. Описание Парижа 1717 года характеризовало Елисейские Поля как «обширное пространство, засаженное высокими деревьями, которые образуют несколько аллей различной ширины, в которых удобно прогуливаться в каретах». Только во второй половине XVIII века аллея, находившаяся на главной оси сада Тюильри, продолженная до холма Руль (позже — площадь Звезды), получила название Елисейских Полей и начала застраиваться. Проспект приобрел современный вид во времена Второй империи, когда Париж перестраивался по плану барона Османа.

Царь Пётр I присутствовал 5/16 июня 1717 года на смотре королевских войск, который проходил на аллеях Елисейских Полей. Очевидец оставил следующее описание этого события: «Царь выразил желание видеть королевские войска. Регент отдал приказ жандармам, легкой кавалерии, мушкетерам, а также французской и швейцарской гвардии собраться 16-го после обеда. Для смотра была выбрана большая аллея Елисейских Полей. Французские и швейцарские гвардейцы были выстроены в пять линий от начала этой аллеи до барьера, который её отделяет от аллеи Руль. Кавалерия выстроилась в четыре линии от этого барьера до Звезды. Принц де Роган-Субиз был во главе жандармов, герцог де Шольн и его сын стояли во главе легкой кавалерии. Господин д’Артаньян командовал серыми мушкетерами, а господин Кандийяк — черными. Герцог дю Мэн и герцог де Гиш были на лошадях. Царь прибыл в половине четвертого в начало аллей Елисейских Полей. Ему и его свите подали королевских лошадей. Герцог Орлеанский тоже был на коне в окружении придворных. Царь в сопровождении регента быстро проскакал перед первой линией и стал наблюдать строевые упражнения пехоты. Однако облака пыли, поднятые каретами, лошадьми и бесчисленным множеством народа, создали неудобство для монарха, и он был вынужден удалиться, так и не увидев прохода прекрасных войск».

Во второй половине XVIII века появился анекдот, в котором приводится оценка Петром I французских войск, якобы записанная со слов современника: «Я видел нарядных кукол, а не солдат. Они ружьем финтуют, а в марше только танцуют».

Литература

Lossky B. Le séjour de Pierre le Grand en France // Le monde slave. 1932. № 8. P. 297.

Походный журнал 1717 года: [Юрналы 1717-го года]. СПб., 1855. С. 18.

Обстоятельный журнал о вояже (или о путешествии) его царского величества, как ис Копенгагена поехал и был в Галандии, во Франции и в протчих тамошних местах, и что там чинилось // Гистория Свейской войны: Поденная записка Петра Великого / Сост. Т.С. Майкова. Вып. 1. М.: Круг, 2004. С. 618.

Brice G. Description de la ville de Paris et de tout ce qu'elle contient de plus remarquable. 7e éd. revue et augmentée. T. I. Paris: F. Fournier, 1717. P. 148—149.

D’Ans la Relation… // Le Nouveau Mercure (Paris). 1717, juin. P. 194—196.

Fierro A., Sarazin J.-Y. Le Paris des Lumières d’après le Plan de Turgot: 1734—1739. Paris: Réunion des musées nationaux, 2005. P. 134—135.

Петр Великий: Воспоминания, Дневниковые записи, Анекдоты. М.: Пушкинский фонд; Третья волна, 1993. С. 311.