Дворец и парк Версаль (Château de Versaiiles)

Национальный музей дворцов Версаля и Трианона (Musée national des châteaux de Versailles et de Trianon)

Местоположение: Версаль (Place d’Armes, 78000, Versalles (Yvelines), France)
Тип памятника: Дворцово-парковый ансамбль

Всемирно известный дворцово-парковый ансамбль Версаля – детище «великого века» Людовика XIV. Бывшая королевская резиденция расположена в 20 км к юго-западу от центра Парижа. Унаследовав от своего отца в Версале лишь небольшой охотничий замок, Людовик XIV уже в начале своего самостоятельного правления (1661) развернул здесь широкое строительство, которое не прекращалось до 1710 года. В результате грандиозных и дорогостоящих работ трудами архитекторов Луи Лево и Жюля Ардуэна-Мансара, садового мастера Андре Ленотра, художника Шарля Лебрена и др. был создан грандиозный художественный ансамбль, включающий город с тремя лучами улиц, сходившихся к площади перед дворцом, парк, главные аллеи которого отходили от дворца и терялись «в бесконечности», и сам дворец, в центре которого находились апартаменты короля. Это редкое осуществление идеи идеального города отличалось единством и величием художественного и идейного замысла. Дворцово-парковый ансамбль был посвящен солнечному богу Аполлону, земным воплощением которого выступал сам Людовик XIV. В 1682 году король сделал Версаль официальной резиденцией двора и местом пребывания правительства.

К концу правления «короля-солнца» дворец, имевший первоначально компактную, близкую к квадрату планировку, широко раскинул свои крылья и «выдвинул» навстречу гостям, подъезжающим со стороны Парижа, три парадных двора, которые уменьшаясь, упирались в нарядный фасад, за которым во втором этаже находилась королевская спальня. Этот фасад, созданный в основном Л. Лево, украшен небольшим колонным портиком на уровне первого этажа, золочеными решетками балкона и окон, пилястрами и скульптурой, увенчан скульптурным аттиком и высокой крышей с круглыми окнами-люкарнами. Садовому фасаду архитектор Мансар в 1678–1684 придал совершенно иной вид: он имеет плоскую крышу с балюстрадой, а его «лента» длиной 580 м четко разделена на три этажа, каждый из которых имеет свой ордер: первый этаж рустован, второй украшен чередующимися колоннами и пилястрами, невысокий третий этаж имеет декор в виде пилястр и увенчан балюстрадой со скульптурными украшениями. Этот величественный фасад является шедевром французского классицизма «великого века», а за его центральным выступом архитектор устроил знаменитую Зеркальную галерею. Её семнадцать окон выходят в сад и отражаются на противоположной стене в семнадцати огромных зеркалах. Галерея была украшена гобеленами, скульптурой и апельсиновыми деревьями в серебряных вазах. Постоянные перестройки дворца при Людовике XIV завершились созданием часовни.

Садовый фасад дворца выходит на необычайно обширный партер с бассейнами и фонтанами, расположенный на верхней террасе. Широкая лестница величаво спускается к пирамидальному фонтану Латоны; далее следует длинный газон – «Зеленый ковер», который ведет к фонтану Аполлона: бог солнца на своей четвероконной колеснице «вылетает» из воды навстречу дворцу. Здесь начинается главная аллея парка, разбитая на центральной оси дворца. В центре её проложен Большой канал длиной 2 км, от которого отходят рукава Малого канала. Справа и слева в парке – боскеты, бассейны и фонтаны. Это творение Ленотра поражает своими грандиозными масштабами и гармонией. Кроме того в парке у противоположных концов Малого канала находились зверинец («Менажери») и дворец Трианон, а к западу от дворцового партера – лестница Ста ступеней, пруд Швейцарцев и Оранжерея.

Пётр I был наслышан о красотах Версаля ещё до приезда во Францию. В первый раз царь прибыл в Версаль после обеда 13/24 мая и оставался там до утра 16/27 мая. Самую подробную хронику пребывания царя в королевской резиденции дал журналист газеты «Le Nouveau Mercure»: «…он отбыл со всей своей свитой в Версаль, который (заранее) приготовили и меблировали с крайней пышностью и со всей точностью и элегантностью, какая только бывала при покойном короле. Стоит ли говорить, что Его Царское Величество был очарован всеми достижениями искусства, которые украшают эту королевскую резиденцию. Садовые дорожки были заново посыпаны песком; фонтаны, боскеты, статуи и большой канал были для этого монарха самым удивительным зрелищем, какое только можно представить. Ради предосторожности туда были посланы отряды французских и швейцарских гвардейцев, чтобы охранять аллеи парка и не позволять посторонним туда входить. Множество кухонных служителей было выслано вперед, чтобы приготовить ему еду. 20 прекрасно сложенных лодочников одетых матросами предназначались для того, чтобы провезти монарха вместе со свитой в гондолах по каналу в Трианон… Он много зарисовывал, делал записи обо всем, что он видел. Он возвратился оттуда рано утром 27-го в Париж». Другие современники отмечали, что царю были показаны Зеркальная галерея и часовня, что из приготовленных ему апартаментов он выбрал для ночлега маленькую проходную комнату.

Второе пребывание в Версале было более длительным: с 23мая / 3 июня по 1/12 июня. Правда, большую часть времени царь на этот раз уделил Трианону и Марли. Тот же журналист так описывал визит: «3 июня монарх отбыл из Парижа в сопровождении своего двора, маршала де Тессе, маркиза Бельгарда, второго сына герцога д’Антена... Царь рассчитывал провести несколько дней в Версале и его приготовились там принимать, однако он остановился там лишь на минутку и отправился в Трианон… 12-го он покинул с сожалением эти очаровательные места, чтобы вернуться в Париж, он проехал через Версаль, где отобедал. Прежде чем сесть за стол, он осмотрел все апартаменты и кабинет редкостей, который рядом с часовней. Ему показали медали и раковины. Замечательные книги и прекрасные эстампы бывших королевских балетов привлекли его внимание больше, чем другие вещи. Затем он остановился в больших и малых конюшнях и видел многих лошадей, которых конюхи седлали в его присутствии. Он сел в карету в 5 часов…»

Версаль в 1717 году находился не в лучшем состоянии. Во-первых, двор и правительство покинули его после смерти «короля-солнца». Во-вторых, еще в 1704 году король открыл парк для публики, что привело к поломкам и общему загрязнению. Как видим, специально для царя очищали парк, удаляли из него публику и готовили апартаменты. Конечно, Петру показали парадные апартаменты дворца, но они, по-видимому, не произвели на него должного впечатления. В следующий раз он предпочел большому дворцу более укромный Трианон. Как отмечали современники, царь весь свой первый день пребывания в Версале посвятил парку. С утра он пересек его пешком, не дожидаясь сопровождавших его французских придворных; затем он погрузился на гондолу и проплыл по Большому и Малому каналам. Петр делал записи и зарисовки, приказал мерить «огород Версальский от полат до пруда». Его особое внимание привлекли фонтаны, которые были специально запущены в честь высокого гостя. Во время первого посещения царь ознакомился с королевским зверинцем («Менажери»). Эта не сохранившаяся до наших дней постройка находилась на юго-восточной окраине парка. Здание с небольшим парадным двором имело форму восьмиугольника, и было перекрыто куполом. На уровне второго этажа оно было опоясано балконом, с которого открывался вид на расположенные веером вольеры с экзотическими животными.

Можно сказать, что царь проявил к парку больший интерес, чем к дворцу, а более всего его увлекли фонтаны и другие гидротехнические затеи. Все современники отмечали, что Петру Версаль очень понравился, что подтвердил и он сам в письме к жене: «…в Версалии и Мабли, дней з 12, …великий плезир имел!» Многие элементы версальского парка были творчески применены в Стрельне и Петергофе.

Отдых царя и его свиты в Версале породил слухи, которые передавал мемуарист: «Основная его свита была поселена во дворце. Они привезли девиц и спали с ними в покоях, принадлежавших госпоже де Ментенон. Блуэн, смотритель Версаля, крайне возмущался, видя такое осквернение храма целомудрия... Но сдерживаться было не в обычае царя и его людей». Другой современник писал на основании городских слухов: «Царь – самый “щедрый” монарх из всех существовавших – повсюду демонстрирует свидетельства своей скаредности. Вот уже шесть дней, как он в Версале и в Марли, где вместе со своими людьми придаётся чревоугодию и прочим излишествам… У царя есть девица 16 лет, с которой он открыто спит по ночам, и она расположилась во дворце на виду у всего света». Он же осуждающе писал: «Монарх был затем в Менажери, где осмотрев его достопримечательности, дал только одну монетку в 25 су фонтанщику, который был удивлен этой “щедростью” и жалел о том, что не облил гостей из своего крана, когда показывал действие фонтанов».

Версаль служил королевской резиденцией до конца «старого режима». Французская революция нанесла дворцу и парку значительный ущерб. Но уже в 1801 году Версаль получил статус музея. Интенсивная реставрация проводится здесь с середины XX века до наших дней.

Литература

Abbregé de l’Histoire du Czar Peter Alexiewitz, avec une Relation de l’Etat présent de la Moscovie, et de ce qui s’est passée de plus considerable, depuis son arrivée en France jusqu’à ce jour. Paris: Pierre Ribou et Gregoire Dupuis, 1717. P. 205–206.

D’Ans la relation … // Le Nouveau Mercure (Paris). 1717, juin. P. 185–188.

Buvat J. Gazette de la Régence. Janvier 1715–juin 1719. Paris: G. Charpentier, 1887. P. 188.

Buvat J. Journal de la Régence (1715–1723). Paris: Henri Plon, 1865. T. I. P. 267–268.

Lossky B. Le séjour de Pierre le Grand en France // Le monde slave. 1932. № 8. P. 289–290, 292–294.

Письма русских государей и других особ царского семейства. Т. I: Переписка Петра I с Екатериною Алексеевною. М.: Тип. С.Орлова, 1861. С. 71.

Обстоятельный журнал о вояже (или о путешествии) его царского величества, как ис Копенгагена поехал и был в Галандии, во Франции и в протчих тамошних местах, и что там чинилось // Гистория Свейской войны: Поденная записка Петра Великого / Сост. Т.С. Майкова. Вып. 1. М.: Круг, 2004. С. 617.

Сен-Симон. Мемуары: Полные и доподлинные воспоминания герцога де Сен-Симона о веке Людовика XIV и Регентстве: Избранные главы. Кн. 2. М.: Прогресс, 1991. С. 365–366.

Курбатов В.Я. Всеобщая история ландшафтного искусства: Сады и парки мира. М.: ЭКСМО, 2007. 734 с.

Горбатенко С.Б. Архитектура Стрельны. СПб.: Дм. Буланин, 2006. С. 80–85.

Gouzévitch D., Gouzévitch I. La visite de Pierre Ier en France: avril–juin 1717 // Marly: art et patrimoine. № 7: De Marly à Peterhof: L’album de Pierre le Grand. 2013. P. 14–15.

Château de versailles. (http://www.chateauversailles.fr/homepage).